Сегодня

449,58    486,94    62,22    4,86
Общество

Таможенный союз стал одним из главных драйверов роста казахстанской экономики

Кирилл СоковРитм Евразии
30 апреля 2014
Таможенный союз стал одним из главных драйверов роста казахстанской экономики

По итогам 2013 г. товарооборот Казахстана с Россией и Белоруссией превысил 24 млрд. долл., заявил первый заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев еще в феврале с.г. Замглавы казахстанского правительства тем самым признал тот очевидный факт, что Таможенный союз в последние годы стал одним из главных драйверов роста казахстанской экономики. В преддверии намеченного на май подписания Договора о создании Евразийского экономического союза власти Казахстана всячески подчеркивают позитивный эффект от членства в ТС, разрушая распространяемые оппозицией слухи о его убыточности для республики.

«При этом не стоит верить тем заявлениям, которые говорят о том, что в этих взаимоотношениях мы проигрываем торговую конкуренцию, – отметил Б. Сагинтаев. – Простой пример: у нас увеличился экспорт кондитерских изделий, шоколада в три раза, в 17 раз повысились объемы поставок в Россию и Беларусь наших грузовиков, в 16 раз увеличился экспорт цемента. И таких примеров масса». Положительные тенденции, в частности, отмечаются в таких отраслях казахстанской экономики, как производство транспортных средств, готовых изделий из черных металлов, пластмассы, резины, бумаги, бытовой техники. В связи с этим Евразийский экономический союз для Казахстана не просто выгоден, а, как подчеркнул замглавы республиканского правительства, представляет «исключительный интерес».

По информации председателя казахстанского Агентства по статистике Алихана Смаилова, внешнеторговый оборот Казахстана со странами ТС за 2013 г., по предварительным данным (24,2 млрд. долл.), оказался почти вдвое (в 1,9 раза) больше уровня последнего «досоюзного» 2009 г. и на 1,4% – 2012 г. Экспорт в страны союза по итогам 2013 г. составил 5,9 млрд. долл., в 1,6 раза превысив уровень 2009 г., а импорт достиг 18,3 млрд., что в 1,9 раза больше показателей 2009 г. и на 4% – 2012 г. Почти весь экспорт (99%) пришелся на долю крупнейшей экономики ТС – России. Большую часть казахстанского экспорта составляют минеральные продукты (40,9%), что говорит о сохранении сырьевой специализации экономики. Но в то же время почти четверть «внутрисоюзного» экспорта пришлась на долю металлов и металлоизделий (24,2%), 13,7% – на продукцию химической промышленности, 10,4% – машины и оборудование, а 8,1% – сельскохозяйственной продукции.

Структура «внутрисоюзного» импорта выглядит несколько иначе. 28,2% поставок из России и Белоруссии в Казахстан составляют минеральные продукты, еще четверть (24%) – машины и оборудование, 15,1% – металлоизделия, 11,5% – продукция химической промышленности и 10,6% – продукция АПК. Импорт промышленной продукции из стран ТС заметно (в 2,4 раза) превышает экспорт. Поставки легковых автомобилей, например, с 2009 г. выросли в 33 раза, причем 99,3% из них составляют новые автомашины. Но произошло это за счет вытеснения российской продукцией машиностроителей из зарубежных стран. Казахстан же за счет открытия общесоюзного рынка получает возможность развивать собственное машиностроение, которое в его национальных границах особых перспектив не имело.

По данным Национальной палаты предпринимателей, в странах Таможенного союза пользуются спросом такие казахстанские промышленные изделия, как грузовые автомобили, коммерческие автомобили грузоподъемностью до трех тонн, мобильные буровые установки, кабельно-проводниковая продукция, подшипники для железнодорожных вагонов, промышленные конденсаторы, трансформаторы, некоторые товарные позиции легкой пищевой продукции, а также химические продукты. «Евразийская экономическая интеграция выгодна, прежде всего, бизнесу, – заявила 18 апреля на брифинге в Службе центральных коммуникаций директор департамента государственных закупок и местного содержания НПП РК Айгуль Коныртаева. – Если посмотреть на физические объемы экспорта Казахстана в страны Таможенного союза в 2013 году, мы увидим, что по электрическим трансформаторам отмечается рост показателей в 7,4 раза, тракторам – 5,7 раза, грузовым автомобилям – 3,7 раза».

При этом неизбежное в рамках единого экономического пространства усиление конкуренции позитивно сказывается на состоянии экономики, заставляя предпринимателей модернизировать производство и улучшать качество продукции. Усиление конкуренции положительно сказывается и на системе госзакупок, позволяя государству выбирать более выгодные предложения и экономить бюджетные средства.

Участие в Таможенном союзе становится все более значимым фактором развития национальной экономики. По данным казахстанской статистики, в прошлом году со странами ТС сотрудничали 17,9 тыс. участников внешнеэкономической деятельности, 1,1 тыс. которых являлись экспортерами, а 16,8 тыс. – импортерами. В 2012 г. таких предприятий насчитывалось 17,6 тыс. Кроме того, в союзной торговле участвуют индивидуальные предприниматели. Причем их численность за прошлый год удвоилась. Если в 2012 г. в Казахстане насчитывалось 2673 таких предпринимателей, то в 2013 г. – уже 5232. А это означает, что интеграционные процессы помимо крупных предприятий начинают охватывать малый и средний бизнес, формируя в рамках союза единую ткань экономических отношений. Расширение круга таких предприятий тем более важно, что именно они почувствовали на себе основные издержки создания ТС на его первом этапе, когда ввозные пошлины по целому ряду товарных позиций существенно выросли. Теперь же этот слой предпринимателей вполне может превратиться в основную движущую силу евразийской экономической интеграции.

Преимущества экономической интеграции особенно очевидны на региональном уровне. Так, в Восточно-Казахстанской области, по данным ее акима (главы) Бердыбека Сапарбаева, действуют свыше 250 совместных с Россией и Белоруссией предприятий. Большая часть внутрисоюзной торговли региона приходится на долю нескольких российских регионов – Алтайского края, Республики Алтай, Томской и Новосибирской областей. В Россию промышленные предприятия региона поставляют машиностроительную, минеральную продукцию и недрагоценные металлы, в Белоруссию – продукцию химической промышленности и машиностроения. По итогам 2013 г. общий объем торговли Восточно-Казахстанской области с Россией и Белоруссией составил порядка 1,9 млрд. долл.

Большую часть экспорта Карагандинской области в страны ТС составляет прокат черных металлов. В 2013 г. структура регионального экспорта выглядела следующим образом: прокат плоский из железа, нелегированной, легированной и нержавеющей стали – 62,3%, руды и концентраты марганцевые – 9,4%, уголь каменный, брикеты, окатыши и аналогичные виды топлива из каменного угля – 9,1%, цинковые руды и концентраты – 3,5%. Из государств ТС регион, по данным областного департамента статистики, импортировал изделия из черных металлов (5,6%), средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства (5,3%), а также пластмассы и изделия из них (5,2%). Объем взаимной торговли Карагандинской области со странами союза за прошлый год составил 1,8 млрд. долл. Причем больше половины его (55,2%) пришлось на экспорт, что контрастирует с общей структурой товарооборота Казахстана с союзными государствами, в рамках которого импорт превышает экспорт.

В Северо-Казахстанской области свою продукцию в страны ТС экспортируют 30 предприятий. По информации руководителя отдела управления предпринимательства и туризма областного акимата Куралай Жаровой, Петропавловский завод строительных материалов экспортирует полипропиленовые трубы в Омск, Ишим (Тюменская область) и Курган. АО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения» много лет сотрудничает с «Омским моторостроительным конструкторским бюро» по поставкам заглушек. Кроме того, Северо-Казахстанская область, на территории которой производится 25% всего урожая зерновых культур республики, поставляет в Россию продукцию АПК, включая пищевые полуфабрикаты и нежирные сыры.

В мае Россия, Казахстан и Белоруссия планируют подписать Договор о создании ЕАЭС, который должен вывести интеграцию на новый уровень. В настоящее время уже практически согласована институциональная часть договора. Несогласованными остаются лишь наиболее чувствительные вопросы, касающиеся нефти и нефтепродуктов, доступа к газотранспортной системе, энергетики, промышленности и сельского хозяйства. Их урегулирование должно завершить формирование общего экономического пространства союза и стать новым драйвером для производственной кооперации и роста национальных экономик стран ТС.
0
    904