Сегодня

444,22    476,38    61,31    4,82
Общество
24 апреля 2024

Строительство халифата в Средней Азии: последствия для СНГ и России

Виталий ЛебедевРитм Евразии
23 июня 2015
Строительство халифата в Средней Азии: последствия для СНГ и РоссииКоллаж: Русские в Казахстане

В конце июня прошлого года группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» – ИГИЛ – сменила свое название на «Исламское государство» (ИГ) и объявила о создании Исламского халифата на захваченных территориях севера Ирака и пограничья Сирии с Иорданией. Халифом нового образования объявлен лидер группировки Ибрагим аль-Бадри, известный также как Абу Бакар аль-Багдади. В августе о создании Исламского халифата объявили и боевики исламистской группировки «Боко Харам», захватившие ряд населенных пунктов на севере Нигерии. Новоиспеченный «халиф» призвал джихадистов всего мира присягнуть ему на верность.

***

У истоков современного радикального исламизма стоит организация, а затем партия «Братья-мусульмане», созданная в 1928 году британскими спецслужбами. С ее помощью Лондон стремился расколоть ряды египетских патриотов, боровшихся за национальную независимость. Начиная с 1956 года, «братьев» финансировали ЦРУ и король Саудовской Аравии Фейсал.

В семидесятые годы администрация президента США Дж. Картера решила направить энергию назревающего в исламском мире социального взрыва против СССР, прежде всего в Афганистане. В начале 1980-х годов большинство афганских моджахедов из общей их численности в 30 тыс. человек принадлежало к «Братьям-мусульманам». Советник президента Р. Рейгана по вопросам национальной безопасности, а затем министр обороны США Ф. Карлуччи открыто призывал развернуть группировки моджахедов на территории «советского Туркестана». Дальше настало время Усамы бен Ладена и его «Аль-Каиды», новейшим воплощением и одновременно продолжением которой является ИГ.

Лидеры ИГ вынашивают планы создания единого государства для всех мусульман. В него должны войти около полусотни стран Азии, Африки и Европы. В том числе Албания, Босния, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Израиль. Затем настанет черед Северной и Южной Америки и Австралии. Пока исламистам неясно, как быть с Китаем. Уж больно большой кусок – как бы не подавиться. Но Синьцзян точно должен «отойти» к ИГ.

Это стратегия. Но есть и тактика. Для начала исламисты намерены создать «дугу нестабильности» от Синьцзяна и Афганистана до Африки и Черного и Каспийского морей, взять под контроль богатейшие природные ресурсы региона и коммуникации.

Похоже на старый американский план «Анаконда»? Ничего удивительного, если вспомнить, что хорошо известный у нас сенатор Дж. Маккейн лично и близко знаком с Ибрагимом аль-Бадри – «халифом» ИГ, с которым встречался в мае 2013 года на территории Сирии. Как известно, с 2001 года «война с терроризмом» официально является одним из приоритетов политики безопасности США. Только, как видим, протекает она более чем странно…

***

За прошедший год позиции ИГ только укрепились. Джихадисты создали базы в Мексике возле границы с США, действуют во многих странах Азии и Африки, проникли в Европу и, что больше всего беспокоит, в Среднюю Азию.

К сожалению, сложилось так, что в государствах Средней Азии для проникновения идеологии ИГ и «овладения массами» существует немало благоприятных условий. Здесь, кроме экономически успешного Казахстана и богатого ресурсами Туркменистана, люди живут бедно. Да, и у туркмен не так уж все замечательно. Власти уверяют, что их страна по уровню жизни – первая в СНГ. В доказательство обычно приводят тот факт, что соль, газ, свет и вода бесплатны для всех, а квартплата не превышает 1,5–2 доллара. Однако молчат, например, о качестве той же воды. Как и о том, что далеко не везде она есть – страна все же пустынная. А зарплата в 100 долларов считается уже приличной. 300 долларов – это только на совместных предприятиях. Да, цены на местные продукты низкие. Зато на привозные из России, Украины, Грузии, Турции, Китая – высокие и вполне соразмерны, например, с московскими.

Что же касается Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, здесь выживают в основном за счет своих соотечественников, осевших в России. Особенно это относится к «истинным арийцам», как президент Рахмон назвал таджиков в четырехтомном труде «Таджики в зеркале истории: от арийцев до Саманидов». Четверть трудоспособных «арийцев» вынуждены искать работу в России.

***

Между тем программа ИГ – это не только возврат общества во времена пророка Мухаммеда, исламизация государства и ущемление в правах женщин. Социальные взгляды салафитов-джихадистов весьма напоминают мировоззрение английских диггеров времен Оливера Кромвеля, только вместо «Нового закона справедливости» Джерарда Уинстенли используются «справедливые» суры Корана.

Диггеры говорили: «Никто и не пожелает иметь больше, чем другие, или быть господином над другими, или требовать чего-либо себе лично». Сторонники ИГ, те, кто с образованием, понятно, говорят следующее: «Великий Абу Зарра аль-Гафари (соратник Пророка Мухаммеда) всегда выступал против накопления богатства правящим классом и убеждал сильных мира сего в необходимости равномерного перераспределения богатства».

«Отнять и поделить» – это всем и везде понятно. В условиях нищеты – тем более. Да и падение уровня образования в постсоветское время, рост неграмотности и забитости в глубинке способствуют усвоению столь простого и доступного для понимания лозунга. Нет, со временем люди поймут, что фундаменталисты «отнимут», но не «поделят» – себе все оставят, как случилось это в Египте при правлении «брата» Мурси. Но тогда уже изменить что-либо будет поздно.

***

А пока настроения ширятся, и появилась опасность непосредственного вторжения из Северного Афганистана, где талибы успешно трансформировались в войска ИГ, правительства среднеазиатских республик размышляют над тем, как им защищаться от новой напасти.

Мнения, как обычно бывает на Востоке, разделились. Таджикистан и Киргизия в качестве гаранта безопасности рассчитывают на Россию, которая согласилась помочь – как непосредственно, так и через ОДКБ. В ближайшие годы Россия намерена поставить «истинным арийцам» военно-техническую помощь в объеме 70 млрд. рублей. В число поставок входят авиация, артиллерийское и стрелковое оружие, средства связи. Одновременно производится усиление личным составом, боевой техникой и вооружением российской 201-й базы. В находящейся как бы «в тылу» Киргизии будет усилена новыми беспилотниками авиабаза «Кант».

Иным путем решили пойти Ташкент и Ашхабад. Те обратились за помощью к США. В начале мая стало известно, что Узбекистан получит из США оборудование для охраны границ, патрульные катера и автомобили на сумму чуть больше 6 млн. долларов. В свою очередь, туркмены получат из США военное снаряжение и технологии для обеспечения своей безопасности на афганской границе.

***

Трудно не заметить, сколь пассивно реагирует Вашингтон на просьбы Ташкента и Ашхабада. Что значат какие-то 6 или 10 млн. долларов для страны, которая, если верить официальным данным, за последние полтора десятка лет истратила на «войну с терроризмом» триллион долларов?

А ларчик между тем открывается просто. Все становится на свои места, если учесть, что Соединенные Штаты кровно заинтересованы в дестабилизации и исламизации Средней Азии. Объективно основными оппонентами США в их стремлении сохранить свою мировую гегемонию являются Россия и Китай, последовательно укрепляющие экономические и военно-политические отношения друг с другом – как непосредственно, так и в рамках ШОС. Немалую роль здесь играют уже действующие и строящиеся нефте- и газотранспортные потоки из России, Казахстана и Туркмении в Китай.

В этих условиях распространение «халифата» на Среднюю Азию наносит огромный экономический и геополитический ущерб и России, и Китаю. Транспортные артерии прерываются. Угроза для китайского Синьцзяна и российской Западной Сибири и Южного Урала резко возрастает. Кроме того, рушится китайский проект Нового шелкового пути. Известно, что этот проект в случае его осуществления соединит три континента – Азию, Европу и Африку. Сеть инфраструктурных проектов создаст крупнейший в мире экономический коридор с объемом производства 21 трлн. долларов и населением в 4,4 млрд. человек. И где тогда окажется Америка?

***

Продолжатели «Аль-Каиды», можно предположить, уверены, что выполняют волю Аллаха и его Пророка. Точно так же думали их предшественники в Афганистане, на Северном Кавказе и в других местах. На самом деле, как и всегда, они действуют в интересах американских элит.
0
    532