Сегодня

495,2    522,34    68,34    4,94
Общество

Воинствующий маразм... Местечковый национализм так и не смог преодолеть стадию убожества

Талгат ИбраевНомад
25 мая 2016

Несколько бурные события последних дней и недель, якобы связанные с поправками в Земельный кодекс страны (а на самом деле, все меньше и меньше имевшие к ним отношение), в очередной раз наглядно показали, несколько важных компонентов "протестного движения страны", о которых стоит поговорить более подробно. Первое – это полное отсутствие конструктивного начала в деятелях так называемое "казахстанской оппозиции". Неумение, а скорей откровенное нежелание слушать аргументы противоположной стороны, демонстративная самоуверенность в своей "исторической миссии", а она, как и раньше, заключается в сомнительном тезисе – "власть на свалку, а дальше посмотрим" и, наконец, в готовности прибегнуть к любым действиям экстремистского характера, это, увы, к сожалению, было даже не ново. Как и вторая аксиома – страстное желание самим отсидеться во время этих самых "событий" где-то в тиши квартир и офисов за клавиатурой мониторов, срочно вылететь в зарубежную командировку, отправится на "переговоры с властью" в другой город или просто сослаться не внезапно нахлынувшую хворь и в гущу уличных событий не окунаться (для этого существует другая, менее именитая категория населения), ну или на самый худой конец – "спрыгнуть" в приемник-распределитель, схлопотав легкое административное взыскание, дабы не получить впоследствии более серьезную уголовную статью.

И наконец, третий, вновь показавший себя во всей красе фактор – это стойкая взаимная неприязнь, которую испытывают к друг-другу так называемые "вечно несогласные лидеры", причем с такой неподдельной страстью, словно уже месяц как одержана долгожданная "победа над режимом", и сейчас на повестке дня стоит лишь вопрос о разделе заслуженных дивидендов или даже министерских портфелей.

Относится серьезно к происходящему в социальных сетях (а именно там по традиции разворачиваются основные виртуальные битвы между бунтарями всех мастей), конечно же, невозможно. Как, впрочем, и уследить за всеми взаимными "наездами", ворохом оскорблений и навешиваемых ярлыков которыми мастерски оперируют эти, казалось бы, союзнички по "борьбе за народное счастье". Вступил в члены комиссии по земельной реформы – "предатель интересов нации". Не вступил – тоже. Агитируешь идти на несанкционированный митинг – агент, "стукач" и провокатор КНБ, призываешь к спокойствию и гибкости в отношениях с властью – тем более. Ну и так по кругу и соответственно – до бесконечности. Стараясь быть поближе к народу, умудрилась крепко сцепиться между собой даже немногочисленные эмигранты-"беженцы" (из числа тех, кто "поедая свой горький кусок хлеба на чужбине", между закусыванием не забывают призывать казахстанцев к наиболее противоправным действиям). Данная публика так вообще обнародовала друг на друга весомые абзацы "компромата", после которого иллюзий насчет моральных принципов и интеллектуальных способностей фигурантов ни должно остаться ни у одного из их читателей в принципе.

Наблюдать за этим разухабистым балаганом, конечно, забавно. Однако, ничего принципиально нового увидеть, увы, не удастся. Ведь подобные "высокие взаимоотношения" были "визитной карточкой" практически всей казахстанской "оппозиции" в целом и ее националистического крыла в частности, буквально во все времена ее существования.

В этом можно будет легко убедиться даже при беглом пролистывании страниц новейшей истории нашей страны, а заодно при попытках воскресить в памяти некоторые, уже изрядно подзабытые со временем имена и основные, так сказать "знаковые" события" тех беспокойных лет.

Обычно изначальной точкой отсчета массового появления националистических организаций и движений нашей страны принято считать 1989 год, то есть период, когда в республике официально было зарегистрировано историко-этнографическое объединение "Жеруйык", в оргкомитет которого вошли такие знаковые в будущем (и уже изрядно подзабытые в настоящем), личности, как диссидентствующий композитор и участник декабрьских событий 1986 года Хасен Кожахметов, юрист Аманжол Налибаев, режиссер Калдыбай Абенов, актер Бахтыбек Имангожаев и "временно безработный гражданин" Арон Нутушев со звучным творческим псевдонимом "Атабек" (стоящий на позициях радикализма пантюркистского образца). Единственным мероприятием "Жеруйыка" стало проведение аса в память лиц, погибших во время декабрьских событий 1986 года. После этого произошел первый бурный раскол с целой серией вынесенных на рассмотрение широкой общественности склок и дрязг.

В итоге, Хасен Кожахметов решил полностью сконцентрироваться на защите интересов "декабристов", а Арон Атабек, публично обвинив теперь уже бывшего товарища и коллегу по "борьбе с режимом" в фальши и лицемерии (а заодно прозрачно намекнув на его возможную связь с органами госбезопасности), подался в чистую политику, организовав на пару со своим братом Рашидом Нутушевым нигде не зарегистрированную партию "Алаш" весьма радикальной направленности. Параллельно с ней, бывшим ответственным работником ЦК и отставным министром иностранных дел Казахской ССР Михаилом Исиналиевым была создана другая партия – "Азат".

Примечательно, что уже в те годы более радикально настроенные "алашевцы" начали говорить об "марионеточности" "Азата", ее управляемости и конформизме. В чистом виде "Азат" просуществовал около полугода, развалившись на несколько одноименных и жестко конкурирующих мини-партий партий во главе с Советказы (чуть позже переименовавшимся в Сабетказы) Акатаевым, Толеубеком Сейткалиулы и Ерболом Айдарбековым.

Не лучше сложилась и судьба "Алаша", который, по свидетельству самого Арона Атабека, за пару лет развалился аж на шесть враждующих между собой "Алашей". "Желтоксан" на первых порах постигла чуть лучшая судьба, и он оказался раздробленным лишь на две противоборствующие группировки (правда, со временем, "желтоксановцы" наверстали упущенное с лихвой, и в итоге на микро-политической арене через некоторое время уже слонялось порядка шести-семи конкурирующих ячеек " воинствующих декабристов").

После очередного раскола и раздрая часть "национал патриотов" во главе с тем же Ароном Атабеком попытались было объединиться в Народный фронта Казахстана "Казак Мемлекети". В дальнейшем все свои силы и энергию "Фронт" растратил на бескомпромиссную борьбу с другими нацпатами в лице Жасарала Куанышалина, Айсулу Кадырбаевой, Оралом Саулебаевым и Ерсайином Еркожа, которых "фронтовые лидеры" любовно называли "бандой четырех", а затем распался сам из-за вычленения из своих рядов движения "Улт Тагдыры" ("Судьба Нации") – во главе с Досом Кошимом и Общенационального патриотического движения Казахстана во главе с Досом Нурахметом. Попутно образовалась еще одно малоизвестное объединение общество "Казак Улты" с лидером Куанышем Муктай и что-то совсем мало понятное объединение под названием "Жер Ана" где председателем значился некий Салим Оразалиев…

Пожалуй, картина была бы не полной, если не упомянуть развившего в те годы бурную деятельность бывшего доцента КазГУ и по совместительству профессионального диссидента Каришала Асанова (ныне уже, увы, отошедшего в мир иной), самомнение которого упорно мешало ему присоединится к какому-то конкретному стану, и так же находящегося в гордом одиночестве (причем, абсолютно по тем же причинам) лауреата премии Ленинского комсомола и бывшего народного депутата СССР Мухтара Шаханова, претендовавшего на безусловное лидерство всех и вся движениях. В свою очередь, лидеры этих самых движений в качестве своего патрона его признавать напрочь отказывались, что в свою очередь периодически приводило к шумным разбирательствам, как в стенах различных конференц-залов, так и просто на улице. В итоге, проиграв несколько таких стихийных стычек, Мухтар Шаханов в те годы периодически сотрудничал сразу с двумя чисто "гуманитарными" обществами (то же почему-то активно недолюбливающими друг друга) – "Ана тiлi" и "Казак тiлi".

Что же касается выдвигаемых националистами требований, то здесь дело обстояло еще более запутанней – одни деятели яростно ратовали за закон "О земле" (причем, с ее немедленной передачей в частную собственность всем желающим и возможностью купли-продажи в любое время), другие, наоборот горячо требовали его отмены, а параллельно, велась долгая и ни к чему не приводящая дискуссия о мировой роли казахского языка (здесь, каждый оратор как и положено видел эту роль по разному). Ну и, конечно же, в промежутках сладострастно обсуждались и выдумывались все новые возможные привилегии для коренного населения страны (интересы населения "менее коренного" без обиняков посылались куда подальше, после чего националисты начинали недоумевать по поводу того, что у них мало взаимоотношений с другими, более интернациональными по духу общественными организациями республики). Периодически устраивались и исторические экскурсы на предмет осознания того, кто больше причинил вреда казахской государственности в прошлом и позапрошлых веках, или выяснялась, какая из зарубежных держав по-настоящему хочет подъема и развития суверенного Казахстана, а какая, скажем так, лишь прикидывается.

Попутно происходило броуновское движение среди самих членов движения, перебегавших из одного лагеря в другой и окончательно запутывавших как сторонних наблюдателей, так и потенциально сочувствующих людей, никак не могущих взять в толк, почему вчерашний лидер какого-то конкретно взятого объединения сегодня уже поливает его грязью, обвиняя в продажности и космополитизме? Кстати, на тот момент особенно в этом преуспел еще один уже немного знакомый нам "пламенный патриот" Жасарал Куанышалин, стремительные передвижения которого из группировки в группировку, из власти в радикальную оппозицию, затем обратно во власть и, наконец, внезапно нахлынувшая "любовь" к беглому банкиру Мухтару Аблязову периодически ставили в тупик как политологов, так и некоторых бывших соратников, тут же обвинивших его в целой плеяде дополнительных прегрешений.

Кстати, забегая немного вперед, не могу не вспомнить любопытный инцидент, произошедший в октябре 2010 года, в ходе которого председательница одной из фракций движения "Желтоксан" под названием "Желтоксан-86 – Тәуелсіздік қырандары", Гульбахрам Жунис и парочка ее приятелей запустила яйцом в находившегося тогда еще на свободе лидера аблязовской партячейки "Алга" Владимира Козлова и наговорила ему кучу гадостей, вместе с советами, куда и с какой скоростью ему стоит откочевать из нашей страны. Тогда на защиту своего соратника по "Алге" встал грудью такой в былые годы авторитетный лидер националистических движений как Жасарал Куанышалин:

– Лично у меня язык не поворачивается назвать подобных типов "желтоксановцами". Ибо столь постыдным и позорным своим деянием они как никто дискредитируют это звание, более того – вообще имя казаха, – горячо возмущался в те дни мырза Куанышалин. – Если это даже национализм, то самого худшего пошиба – самый что ни на есть тупо пещерный! Ведь утверждая, будто любой неказах не имеет права быть президентом Казахстана, они, во-первых, тем самым грубейшим образом нарушают Конституцию и выборное законодательство республики, которые никоим образом не ограничивают права граждан в этом плане по национальному признаку. Во-вторых, нагло разжигают межнациональную рознь…

Насчет разжигания межнациональной розни Жасарал Куанышалин, кстати, говорил явно со знанием дела. Не раз попадавший под следствие по обвинению именно в этом правонарушении он, безусловно, может являться признанным экспертом по данному вопросу…

Впрочем, не будем отвлекаться и, вернувшись опять в начало новой политической эпохи, продолжим рассматривать, как развивались события на нацпатовском фронте того периода.

Итак, откровенно заскучав без собственной партийной дисциплины, Мухтар Шаханов объявил о нарождении на свет объединения "Мемлекеттiк тiл" с ним самим во главе. Потом зашел разговор об объединении более менее способных воспринимать друг друга оппонентов в единую партию "Халык рухы" (безусловно, под председательством опять-таки самого Шаханова), однако кроме первого "протокола о намерениях" дело дальше не пошло и все перессорились по очередному кругу как непосредственно между собой, так и с принявшим несколько национал-патриотическую окраску движением "За справедливый Казахстан" во главе с Жармаханом Туякбаем.

Если же говорить об объединениях еще более специфичных со своей сути, то здесь можно будет вспомнить довольно веселую возня, связанную с организацией под красивым названием "Халык дабылы" – "Набат Нации", куда в числе прочих одно время входил такой широко известный в 90-е годы авторитетный человек как Сабыржан Махметов. Для начала они крепко сцепились с конкурентами из "Улт Тагдары", обвинив их в краже поистине эпохальной идеи переименовать центральную площадь Алматы в площадь "Героев Желтоксана", затем Махметов напрочь рассорился со своим заместителем Кенесары Каптагаев, надумавшем было засудить и "пустить по миру" все республиканские телеканалы за якобы несоблюдение норм закона "О языке". И наконец, вступил в жесткий "клинч" с Ароном Атабеком, который сгоряча обвинил Сабыржана в "провокаторстве" и "раскольничесве", а потом некоторое время благоразумно прятался от праведного гнева прославленного спортивного чемпиона по кикбоксингу.

И чтобы уже окончательно завершить повествование о Ароне Нутушеве – Атабеке и его беспокойном брате Рашиде, можно будет вспомнить захватывающе-криминальную историю о том, как Арон Атабек, одно время в максимально сжатые сроки покинув Каазастан, довольно долгое время отсиживался ни где-нибудь, а в еще недавно проклинаемой им Москве, а его брат в это время не сидел сложа руки. Причем, в прямом смысле слова. Мятежная натура Рашида Кабашевича требовала чего-то большего и он с кучкой единомышленников отправился не много ни мало, как свергать верховного муфтия Казахстана Рытбека Нысанбаева. Муфтий тогда отделался травмой верхней конечности, а вот терпению правоохранительных органов действительно настал предел. И несмотря на то, что старший брат вроде как оперативно публично осудил действия младшего, встал вопрос об экстрадиции Арона Нутушева-Атабека в Казахстан по обвинению в непосредственной организации произошедшего бесчинства в здании Духовного управления мусульман. Дожидаться, что там решат российские власти, Арон Нутушев не стал, и прямиком направился в посольство США в Москве с просьбой о предоставлении ему политического убежища. Вопрос несколько затянулся, и в Казахстан все-таки возвращаться пришлось. Правда, особо ничего страшного тогда не произошло – власть просто погрозила пальцем, и Арон Атабек стал заниматься "литературной и просветительской деятельностью (конечно же, весьма определенного толка). Сесть ему, рано или поздно, правда, все равно пришлось, причем сразу на 18 лет. Правда, совсем по другой статье, а именно – за организацию массовых беспорядков и соучастие в зверском убийстве молодого полицейского, но, тем не менее, периодически он до сих пор преподносится некоторыми "соратниками" как хрестоматийный образец "мученичества" во имя торжества националистических идей.

Кстати, как, наверное, уже можно догадаться, это событие большинство его соратников расстроило весьма относительно. С одной стороны, немного очистилось поле для реализации собственных амбиций, с другой – получился долгосрочный повод для причитаний на тему "политических репрессий". А еще через какое-то время о "политзаключенном" Атабеке и вовсе практически забыли, переключившись на другие более важные и неотложные дела.

Хасен Кожахметов, например, попытался было судится с целой когортой "альтернативных нацпатов", подав судебные иски на Мухтара Шаханова, Гульбахрам Жунис, Тулегена Альжанова и еще нескольких человек по обвинению в "лже-желтоксановстве", еще часть "ура-патриотов" отчаянно металась в поисках очередных спонсоров и покровителей, (попавший в тиски европейского правосудия Аблязов, к тому времени уже на это роль тянул лишь относительно, еще один "объединитель" в виде Ержана Досмухамбетова, окончательно дискредитировал себя буквально во всех отношениях, ну и так далее), а другие нацдеятели первой и вторых "волн" судорожно пытались отбиться от подросшей молодежи, откровенно наступавшей им на мозолистые пятки.

"Неонационалисты" (коих к этому периоду набралось примерно с полтора десятка более-менее известных в узком кругу персон) так же особым разнообразием идей никогда не отличались, как впрочем, не отличаются и поныне. Традиционная "борьба" с Таможенным/Евразийским экономическим союзами, запусками российских ракет с космодрома Байконур и стоны о потере национальной идентичности в интернет-пространстве сопровождалась немногими "акциями" в реальной жизни. А именно – бдительным вычитыванием меню кафе и ресторанов на предмет все того же двуязычия и закатыванием скандалов администрации, изучением рекламных вывесок и объявлений, поиском атрибутов советской эпохи в интерьерах ретро-кафе с последующими угрозами объявить бойкот "совковым шовинистам", а также, пожалуй, самым любимым в последние годы занятием – поистине неравной борьбой с гвардейскими лентами, один вид которых вызывал и вызывает сейчас у большинства этих персоналий реакцию, близкую к самой настоящей истерике. Попутно проталкиваются все те же, уже изрядно замшелые идеи о необходимости срочнейшей этноизоляции (в первую очередь, конечно же от Российской Федерации) и смутно формулируемый антикитайские настроения, которые, причудливым образом переплетаются с подобострастной готовностью "лечь" под любого партнера из более дальнего зарубежья. Вплоть до прозрачных намеков на согласие в будущем (при условии, что им дадут возможность дорваться до власти) разместить на территории Казахстана военные базы НАТО в обмен на некоторое денежное содержание. Насколько это сочетается с пресловутым "национальным самосознанием", вопрос, наверное, уже абсолютно неуместный…

Впрочем, мы немного отвлеклись от основной канвы нашего повествования, поэтому, вернемся к некоторым важным моментам, без которых общая картина казахстанского нацдвижения была бы не совсем полной и законченной.

Вполне очевидно, что помимо бесконечных свар и дрязг на повестке дня во всем времена остро стоял и вопрос финансирования. Поначалу, конечно, с этим все было достаточно хорошо. Денег было поистине много, и они буквально витали в воздухе. Американские и европейские налогоплательщики, конечно, немного роптали из-за обилия программ и грантов, щедро раздаваемых правительствами их государств практически всем, кто так или иначе выступал против коммунистических идей, но поделать ничего не могли и денежный поток в страны бывшего Варшавского договора и республики развалившегося СССР мчался полноводной рекой. Тут, правда, можно грустно отметить, что Казахстан то ли в силу географической отдаленности, то ли внутренней инертности постоянно оставался немного в стороне от основного потока и долетали до наших степей только брызги от всеобщей долларовой массы. Но, тем не менее, на первое время хватало и этого, тем более, что уже в первой половине 90-х годов начала отстраиваться некая вертикаль диссидентской взаимопомощи, которую успели застать в том числе и национал-патриоты первой волны. Например, движение "Желтоксан, нет-нет, да и получало в те годы небольшую материальную помощь со стороны прибалтийского "Саюдиса", те, в свою очередь, от польской "Солидарности", ну а кто оплачивал "Солидарность" и так понятно, и никем никогда особо не скрывалось. В принципе, ничего зазорного в этом нет, тем более что "Желтоксановцы" той поры во главу угла всегда ставили правозащитную деятельность и реабилитацию пострадавших в дни декабрьских событий 1986 года, так что вне без всякой натяжки попадали в категорию традиционных грантополучателей.

А вот чуть позже наступил если можно так выразится "внутренний финансовый кризис". Ведь как ни крути, но за исключением относящегося к бизнес когорте Доса Нурахмета (выходца из парламентско-чиновничьих кругов, впоследствии ставшего достаточно состоятельным предпринимателем), самофинансировать себя в то время никто из них был практически не в состоянии. Это как примерно наши дни похвастаться более-менее приличными деньгами может лишь такой ультра-патриотично настроенный деятель как Мухтар Тайжан, развивающий луковое производство в те минуты, когда хоть ненадолго удается отвлечься от разнообразных общественных забот.

А соответственно, дабы элементарно не умереть с голоду, так как постоянной работой большинство из "национальных патриотов" похвастаться не могут, волей-неволей придется идти на поклон к тому, у кого деньги все ж таки водятся. Вполне понятный, очевидный факт, не требующий никаких дополнительных пояснений. Остается главный вопрос – к кому пойти на поклон? Ни госдепартамент США, и Евросоюз, ни НАТО, ни другие подобные уважаемые организации, полностью взять на себя заботу о материальной помощи казахстанским националистам как не декларировали ранее, так не декларируют и по сей день. Поэтому, наверное, не удивительно, что практически все ныне действующие "нацпаты" подозревают своих коллег из параллельных, но тем не менее конкурирующих объединений, что те находятся на тайном содержании "Ак Орды".

Периодически подкармливали националистов и различные зарубежные структуры (на том основании, что они тоже вроде бы каким-то боком оппозиционеры или хотя бы потенциально протестная масса на площадях). Так, например, периодическую материальную помощь от иностранных НПО получал скандально известный "антигептиловец" Махамбет Абжан. Небольшие суммы приходили и распределялись среди националистически настроенных сообществ со стороны американского Национального института демократии. И, конечно же, в качестве бесплатного бонуса им всегда была гарантирована информационная поддержка со стороны финансируемого Госдепом США радио "Азаттык".

Помогало это, впрочем, мало. В единую силу националистические организации упорно сбиваться не собирались, а практически любое собрание, на которое просачивались иностранные корреспонденты, мгновенно превращалось в такой стихийный базар с персональным выяснением, кому положено сидеть на почетном месте в президиуме, а кому нет, и вообще "кто что сделал для казахов", так что со временем зарубежные представители СМИ на подобные сборища отказались ходить напрочь, предпочитая посылать на них "стрингеров" из числа местных кадров.

Не сильно помогала консолидации и эмигрантская тусовка (здесь, правда, вопрос в одинаковой степени касается и так называемой "оппозиции" в целом). Там на роль "объединителей" в разные годы претендовали и Кажегельдин и Аблязов и Алиев и даже Досмухамбетов, с совсем уже экзотическими персонажами типа некоего Багдада Арипова, из мало кому известной даже в Казахстане организации с претенциозным названием "Ел болашагы" ("Будущее нации"). Хотя, с другой стороны, даже не в названиях тут дело, ведь опыт последних двадцати лет наглядно доказал, что практически все блюда предлагаемые гражданам страны умельцами национал-патриотической кухни, хоть и имеют максимально народные названия, но весьма щедро сдобрены заморскими соусами и начинками, которые, впрочем, никакой цементирующей роли в процессе также не играют.

Ну и наконец, стоит рассмотреть и такой щекотливый на первый взгляд вопрос как взаимоотношения власти и тех кругов, которые именуют себя "самими патриотичными патриотами из всех патриотов".

Проще всего было бы заявить о том, что националисты в электоральном смысле являются полными маргиналами. Однако и это не совсем так. Мало того, периодически мы можем видеть, что некоторые чиновники националистов "держат за своих". Только опять же привечают лишь тех, кто делает карьеру на националистической волне по некоторым правилам и у кого в этом смысле более или менее адекватная биография.

Среди ряда экспертов и наблюдателей (не говоря уже о простых гражданах страны) также есть мнение, что где-то во властных чертогах в свое время было принято вялотекущее решение использовать "национал-патриотов" исключительно как страшилку для менее озабоченной национальными проблемами части общества. Периодически подбрасывается некий раздражитель или подначка (например, то же обсуждение ономастических новшеств или технических разногласий в межгосударственных взаимоотношениях), а затем после бурной и как правило неадекватной реакции со стороны ультрас наглядно демонстрируется – вот видите, мол, какие они ужасные, нетерпимые и полные экстремизма? Делайте правильные выводы, бойтесь их, верьте нам.

Что ж, подобная позиция была бы максимально удобная и комфортная, если бы не одно "но". Бесконечно все это продолжаться не могло. Затянувшаяся клоунада требовала как смены режиссеров, так и новых персонажей, способных заменить тех выдохшихся участников, которым, похоже, уже мешает абсолютно все. Да и их национализм стал приобретать настолько специфические черты, что напрочь отпугнул представителей других "оппозиционных" течений (в основном из числа любителей так называемых "либеральных идей):

– Есть национализм этнический, который предполагает отказ от гражданской идентификации и переход на этническую модель государственности, где точкой отсчета гражданственности объявляется этническая принадлежность – в нашем случае к казахской нации, – заявил как то "оппозиционный публицист" Сергей Дуванов, после чего навлек на свою голову все мыслимые и немыслимые проклятия из стана оппонентов.

– Позиции такого национализма высказываются отдельными людьми, но организационно и тем более, политически это направление у нас не оформлено. Еще есть нацизм в его классическом понимании, но его в Казахстане практически нет. И наконец, есть просто "нацики" – это, как правило, политически малограмотные, мировоззренчески архаичные и эмоционально невыдержанные люди, возомнившие себя носителями высокого патриотизма. С ними в силу их высокой активности и темперамента приходится сталкиваться чаще всего...

Действительно, в здоровом национализме, в сущности, нет ничего плохого. Именно такой национализм по большей части проповедует и новую индустриализацию, и идею становления мощной, самостоятельной державы и идею объединения всех живущих в стране этносов в одно гордое понятие – казахстанцы. И есть национализм местечковый, злобный, разделительный. Направленный практически против всех своих ближайших соседей. И при этом, как уже говорилось чуть выше, постоянно находящийся в мазохистских поисках очередного хозяина, или хотя бы более-менее сытной кормушки.

Ярким примером такового убожества, является довольно жалкая история явления упрощенно именуемого "нацпатством", с которым мы могли вкратце познакомиться в рамках этой статьи. И насколько оно нужно здравомыслящим гражданам нашей страны, наверное, вполне очевидно.