Сегодня

441,44    473,09    60,96    4,75
Общество
24 апреля 2024

Алматинский стрелок: социальные и политические причины его появления

Вилорий ТэнСпик
19 июля 2016

Несостоявшийся переворот в Турции, а до того – кровавый теракт во французской Ницце затмили собой внутренние новости страны. Однако в понедельник казахстанцев заставили вспомнить о своих внутренних делах – в этот день неоднократно судимый Руслан Куликбаев (совсем молодой человек – 1990 г.р.) напал на Алмалинское РОВД в Алматы, а потом устроил кровавую поездку по южной столице.

Казахстан снова лихорадит. То, что происходило вчера в самом крупном мегаполисе страны, до сих пор не поддается логическому осмыслению. Подробный разбор полетов – дело ближайшего будущего, пока же хотелось поговорить об ощущениях от происходящего.

Пока что официальная версия полиции – действовал одиночка, убивший накануне проститутку и решивший, что ему теперь все равно пропадать за решеткой. Месть полиции – основной мотив его «подвигов», в свое время злоумышленник был осужден в общей сложности на 5 лет. Очевидно, в условиях скукоживания рынка труда в связи с экономическим кризисом людям и без сомнительного прошлого трудно найти свободную вакансию, что уж говорить о так называемом социальном дне, о котором еще Максим Горький писал.

По событиям в Актобе мы видим, что на кровавую работу джихадистом идут либо по убеждениям (следовательно, есть высшее образование, наложившееся на чисто гуманитарный склад ума), либо от отчаяния и безнадеги. В алматинском случае – откровенная безнадега. В принципе, предварительные результаты следствия подтверждают это – алматинский стрелок был в отчаянном положении. Однако исключать «направляющую руку» пока преждевременно. Заказчики преступлений ведь тоже все не сплошь дяденьки с деньгами и зловещим прищуром глаз. Это может быть скромный советчик, который в якобы дружеском порыве подталкивает отчаявшегося и скатившегося на самое днище собеседника к варианту «громко хлопнуть дверью», «покуражиться напоследок», наконец, получить свои 15 минут славы, на волне которой войти в «хату» не как мужик-второходка, а как отмороженный киллер. Наконец, это может быть благообразный проповедник - свежие подробности таковы: когда молодой человек отбывал срок наказания, «на зоне» у него все таки были контакты с салафитами (как видим, круг все равно замыкается на этом радикальном религиозном течении…) - ловко перебросивший вину за нынешнее социальное положение своего подопечного на власть и конкретно на органы правопорядка. И фактически намекнувший, что божество за преступления против слуг шайтана поставит плюсик в карму.

Мы постоянно говорим о том, что власть слаба в коленках на информационном пространстве. Отказавшись на какой-то момент под давлением наших заграничных партнеров от работы в идеологическом секторе, власть сама создала вакуум, немедленно заполнившийся с политической точки зрения либералами всех мастей, а с точки зрения веры – проповедниками всевозможных сект и религиозных течений.

Какое-то время власть пыталась противостоять этим явлениям в чисто пропагандистском ключе, словом и делом перетягивая на свою сторону колеблющихся и часть протестного электората. В какой-то момент идеологическая команда власти вдруг утратила эту способность (а это напрямую можно связать с кадровыми перестановками и уходом последних из могикан эффективной идеологической работы в дипломатический сектор), однако результат давать было надо, а потому решено было устранить из информационного пространства сначала прямое инакомыслие, а потом и любые намеки на него. В итоге власть вновь создала вакуум, который начал заполняться уже откровенно извращенными толкованиями государственной политики, вплоть до скатывания в пошлейшую мистику.

Однако наряду с этим происходило ее два процесса – резкое снижение социального благополучия населения страны и деградация сферы образования, а также недоступность качественного среднего и высшего образования для широких народных масс.

Оглупление (падение уровня образования и элементарной грамотности и кругозора) населения, снижение его потребительской способности, а также намеренная мистификация сознания с тезисами «слуги шайтана» в отношении официальной Астаны, «райские гурии» как приз для восставшего против режима и прочие подобные аргументы превращают достаточно большие социальные группы в потенциальных смертников, перманентную угрозу сотрудникам полиции и простым гражданам.

Судя по обилию фейковых сообщений, которые распространялись со скоростью степного пожара по мессенджерам и социальным сетям, граждане готовы верить в любой ужас, который таит в себе клокочущая бездна народного возмущения. А это ярче всех социологических опросов говорит о том, какова на самом деле экономическая и морально-психологическая обстановка в обществе. И о том, что люди уже не просто боятся какой-то мифической дестабилизации, которой так неумело пугают провластные СМИ – наши граждане боятся, что не будут достаточно подготовлены к смутным временам: не хватит тушенки, не хватит спичек, сахара и соли, кончатся крупы и макароны.

После вчерашних событий в Алматы вполне резонно ждать всплеска спроса на эти и другие нехитрые продукты, которые помогут продержаться трудные времена, без нужды не высовывая носа на улицу.

Именно в таких условиях – испуганный обыватель, сидящий дома, горстка смутьянов с активной гражданской позицией и масса мистифицированных и озлобленных люмпенов – и происходят революции, бунты и перевороты.

Похоже, мы приближаемся точно к такой ситуации…