Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
История

Наследие Российской империи в Таджикистане: железная дорога, вокзалы, водонапорные башни

Азиз РустамовИА Фергана
24 марта 2017

Прокладка железной дороги в северную часть современного Таджикистана была начата в конце XIX века. Почти все станции были названы в честь участвовавших в ее строительстве российских генералов, инженеров, железнодорожников. Дорога, станции, водонапорные башни, социальные сооружения, построенные около 120 лет тому назад, эксплуатируются до сих пор. Однако исторические названия станций не сохранились — большинство из них были переименованы еще в советские времена, уходят в забвение имена героев тех событий. Будут ли знать потомки историю появления первой железной дороги в Таджикистане? Сохранится ли то, что было построено за последние полтора века на таджикской земле? Ответы на эти вопросы ищет корреспондент «Ферганы».

 

В борьбе за влияние

 

Сто двадцать лет тому назад впервые на территории северной части современного Таджикистана между нынешними населенными пунктами Спитамен (бывший Нов), Худжанд и Канибадам было проложено железнодорожное полотно, ставшее частью железной дороги Самарканд — Андижан. Таким образом, началось выполнение задачи строительства железной дороги в Средней Азии, поставленной российским императором Александром II перед военными и лично генерал-лейтенантом Михаилом Анненковым. Это был ответный шаг на начало строительства железных дорог англичанами в Индии и немецкими специалистами в Иране. В последующие годы процесс прокладки железных дорог развивался ускоренными темпами и в других стратегически важных городах Средней Азии, во многом благодаря столкновению геополитических интересов главных игроков в регионе Центральной и Южной Азии — царской России и колониальной Англии.

 

В 1904 году начались проектировочные работы по строительству железной дороги Бухара — Термез. В связи с русско-японской войной работы были приостановлены. В 1912 году эмир Саид Алимхан заключил договор о строительстве этого отрезка с известным дорожным инженером А.Н.Ковальским. В строительстве были задействованы 7 тысяч рабочих. Из них около 500 были русскими специалистами, свыше 6 тысяч — наёмными рабочими из числа местных жителей, еще несколько сотен — чешскими, словацкими, польскими и немецкими военнопленными.

 

Спустя два года только что образованная Бухарская железнодорожная компания приступила к проектировочным работам по строительству линии Термез — Душанбе, реализации которого помешала начавшаяся Первая мировая война. Эта ветка была построена лишь в 1926-1929 годах. Десятого сентября 1929 года в Душанбе прибыл первый поезд. Паровоз вел начальник строительства дороги Термез — Душанбе, этнический армянин Вагаршак Джавадович Карамов.

 

Строительство железной дороги Самарканд — Коканд — Андижан началось еще в 1884 году, а завершилось в 1898 году. Сегодня уже многие не знают, что каждая железнодорожная станция на этом пути была названа в честь военачальников, местных губернаторов и строивших дорогу инженеров: Черняево/Урсатьевская (Хаваст), Хилково (Бекабад), Борисовский, Посьетовка, Горский (все вышеназванные станции находятся на территории Узбекистана. – Прим. «Ферганы»), Придоново (Нов/Спитамен), Драгомирово (Пролетар/Джаббар Расулов), Белозерский, Завадская (Кайраккум/Гулистон), Верёвкино (Каракчикум/Джахонзеб), Ковальский (Маданият), Мельниково (Канибадам). Так выглядел перечень названий станций, которые лежали на пути железнодорожной линии Самарканд — Андижан. Эти названия были зафиксированы в Атласе железных дорог, изданном в 1948 году в Москве. Со временем все они были заменены местными названиями.

 

Кто они, забытые герои?

 

Нынешняя станция «Канибадам» в течение почти 80 лет носила название «Мельниково». По некоторым данным, название «Мельниково» на «Канибадам» было сменено в 1964 году. Хотя с момента переименования произошло более полувека, прежнее название до сих пор не стерто из памяти местных жителей. Автор этих строк десятки раз был свидетелем того, как представители старшего и среднего поколения в разговорах между собой говорили: «Мы отправили сына на поезде со станции “Мельниково”», или «Мы ждем вас на станции “Мельниково”».

 

- Со станцией «Мельниково» у меня ассоциируется отправка наших земляков на фронт во время Великой Отечественной войны. Именно отсюда отправлялись защищать Родину мой отец, дяди по отцовской, материнских линий. Здесь встречали фронтовиков, которые с победой вернулись домой. Было бы хорошо, если бы сделали стенд и написали всю историю, которую прожила данная станция — это имеет важное воспитательное и историческое значение, - говорит житель города Канибадама Каримджон Назаров.

 

Кем были Мельников, Придонов, Драгомиров, Борисов, Посьетов, Черняев, Хилков и другие исторические личности, в честь которых были названы станции в конце XIX и начале XX века на таджикских участках железной дороги, сегодня мало кто знает. В электронной энциклопедии (Википедии) нам удалось найти лишь некоторых из тех людей, в честь которых были названы железнодорожные станции. Например, Павел Петрович Мельников (22 июля [3 августа] 1804, Москва — 22 июля [3 августа] 1880, Любань) — российский учёный-механик и инженер, один из авторов проекта железной дороги Санкт-Петербург — Москва, первый министр путей сообщения Российской империи (1865-1869), генерал-лейтенант.

 

Нам также стало известно, что Драгомиров и Веревкин, в честь которых были названы станции, были генералами. Однако попытки установить подробные автобиографии этих известных в свое время людей не увенчались успехом. Не только простые граждане, даже историки с высокими учеными степенями не располагают точной информацией об этих исторических личностях.

 

История строительства железных дорог в Таджикистане до сих пор до конца не изучена. По мнению ветерана Таджикской железной дороги Эгамберди Кенджаева, на станциях рядом с их нынешними названиями в скобках следует указать старые названия. Например, «Канибадам» (Мельниково), «Джаббар Расулов» (Драгомирово), «Спитамен» (Придоново). Если это сделать невозможно, то необходимо повесить таблички с краткой историей станции и ее предыдущими названиями.

 

Судьбоносная дорога

 

 

Прокладка железной дороги в Средней Азии, в частности, на территории нынешнего Таджикистана, появление рядом с местным населением выходцев из России и европейских стран, несомненно, сыграли большую роль в развитии коренных жителей, изменении их уклада и образа жизни, мышления. Прежде всего, среди местного населения сформировался активный рабочий класс. Русские железнодорожники вместе с местными рабочими параллельно со строительством железной дороги возводили инфраструктурные сооружения. В частности, на станциях «Драгомирово», «Худжанд», «Верёвкино», «Мельниково» были построены водонапорные башни, привокзальные помещения, здания для проживания сотрудников железной дороги.

 

В водобашнях, которые имели 12-14 метровую высоту, накапливали воду из родников, посредством печей согревали ее. По трубам на перрон подавали горячую и холодную воду. Пассажиры останавливающихся поездов, выходя на перрон, заправляли свои чайники холодной и горячей водой. Так было до 1960-х годов, когда в каждом вагоне были установлены самовары и источники холодной воды. Большинство этих водонапорных башен до сих пор сохранены и служат источниками пресной воды для жителей прилегающих территорий. На станции «Худжанд» такую башню превратили в музей, в Джаббарасулове она ремонтирована и охраняется как исторический объект.

 

В начале февраля 1925 года в Фергане прошла V областная партийная конференция, в работе которой, помимо местных активистов, принимал участие председатель ЦИК СССР Михаил Калинин. Восьмого февраля, когда поезд, на котором находился Калинин, следовал из Ферганы в сторону союзной столицы, на станции «Мельниково» его приостановили местные жители, которые в руках держали знамена и партийные лозунги. Несмотря на то, что такая остановка и встреча не планировалась, Калинин был вынужден выйти к народу и послушать его требования. Они просили его передать Иосифу Сталину заявление от 15 января 1925 года с просьбой образовать автономный район либо присоединить Канибадам к Таджикской автономной области. Калинин дал обещание передать письмо-заявление вождю и содействовать в положительном решении вопроса канибадамцев. Спустя два месяца, 15 апреля 1925 года, Президиум ЦИК Узбекистана издал указ: «Признать необходимым выделить в самостоятельную единицу Канибадамский район, населённый преимущественно таджиками, с подчинением его непосредственно областному центру».

 

Сохранить историю

 

Основоположник таджикской советской литературы Садриддин Айни в своих произведениях «История Бухарской революции», «Рабы», «Моя короткая автобиография» рассказывает об участии тысячи наемных рабочих из таджикского Каратегина (Рашта) в строительстве железной дороги Бухара — Термез, а также о том, как 9 апреля 1917 года во время демонстрации джадидов (общественно-политическое и просветительское движение в Центральной Азии. – Прим. «Ферганы») в Бухаре он был задержан, наказан 75 палочными ударами и брошен в тюрьму, как освобождали его и госпитализировали в Каганскую лечебницу железнодорожники. С прокладкой линии Бухара — Термез — Душанбе в 1929 году Айни часто пользовался услугами этого удобного для него транспорта. Последний раз он приехал из Самарканда в столицу Таджикистана на поезде в 1954 году. О значении прокладки железной дороги в Центральной Азии, в частности, в Таджикистане, в формировании рабочего класса, интернационализации состава местного населения, благоустройстве местностей не раз упомянул в своей известной книге «Таджики» академик Бободжон Гафуров.

 

Ученым еще предстоит более досконально и всесторонне изучить историю строительства железных дорог, пролегающих по территории Таджикистана, восстановить биографии героев этих событий — тех военных генералов и специалистов-железнодорожников, которые руководили строительством станций, впоследствии названных их именами, считает исследователь истории Толиб Исмаилов.

 

- Более глубокое изучение истории строительства поселков, городов, заводов и фабрик, госпиталей, прокладки железнодорожных линий на территории современного Таджикистана, в котором принимали участие представители различных национальностей, имеет важное значение в деле воспитания подрастающего поколения в духе интернационализма, повышения уровня самосознания и понимания собственной идентичности. Историю нужно не вычеркивать из памяти народа, а восстанавливать и сохранять. Наша задача сберечь и передать грядущим поколениям то, что было построено за последние полтора века на таджикской земле, сделать многие сооружения историческими памятниками, привлекательными не только для наших сограждан, но и иностранных туристов.

 

Сегодня изучение истории, связанной с Россией, которая является стратегическим партнером Таджикистана, приобретает особую актуальность. В настоящее время в этой стране находятся тысячи наших молодых сограждан, которые там зарабатывают на жизнь, обучаются в вузах. Знание истории формирования русско-таджикских дружественных отношений, понимание общности нашего прошлого будет только им на пользу, - говорит Толиб Исмаилов.

0
    1 842