Сегодня

443,35    475,54    61,18    4,82
Общество
24 апреля 2024

На двух стульях не усидеть… «Участие Казахстана в тюркских интеграционных проектах неизбежно войдет в противоречие с его членством в Таможенном союзе»

Александр ШустовРусское единство
22 ноября 2012

Казахстан: Тюркский или Евразийский союз?


Визит в Анкару президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, состоявшийся в середине октября, стал поводом для разговоров о возможной смене интеграционных ориентиров Казахстана в сторону тюркского мира. Причем источником этих слухов стали заявления самого Н. Назарбаева – главного инициатора интеграционных процессов на пространстве СССР на протяжении двух последних десятилетий.

 

«Как сказал Ататюрк: «Придет время, когда все тюрки объединятся», – завил президент Казахстана во время своего выступления в Анкаре 12 октября. – Поэтому я хочу поприветствовать всех тюркоязычных братьев. Между Алтаем и Средиземным морем свыше 200 млн. братьев живет. Если мы все объединимся, то мы будем очень эффективной силой в мире».

 

Н. Назарбаев особо подчеркнул тот факт, что Турция стала первой страной, признавшей суверенитет Казахстана, и «наш народ никогда этого не забудет». При этом некоторые из его заявлений, сделанных в Анкаре, вполне можно было расценить  как антироссийские.

 

Ключевым направлением сотрудничества тюркских государств долгое время была сфера образования и культуры. После распада СССР Турция учредила в Центральной Азии разветвленную сеть вузов и школ. В Казахстане, Киргизии и Туркменистане была создана сеть анатолийских лицеев – средних учебных заведений с углубленным изучением турецкого и английского языков. В Киргизии и Туркмении таких лицеев было открыто около полутора десятков (в каждой стране), в Казахстане – более 20. Кроме того, в Туркменистане был открыт Международный туркмено-турецкий университет с отделениями во всех областных центрах страны. На территории Киргизии основаны Киргизско-Турецкий университет «Манас», Международный университет «Ататюрк-Ала-Тоо», Международная школа Silk Road, а также Центр изучения языков и компьютерной грамотности. В Казахстане в 1990-е гг. были открыты два турецких университета – имени С. Демиреля и Международный тюркско-казахский университет имени Ходжи Ахмада Ясеви (г. Алма-Аты) с филиалами в Чимкенте и Кентау. Кроме того, в республике действовал Жамбылский учетно-экономический колледж и образовательный центр «Достык». Большинство турецких учебных заведений были открыты на юге Казахстана, где выше доля казахского населения, влияние ислама и традиционной культуры.

 

Единственной страной региона, где в настоящее время нет турецких учебных заведений, является Узбекистан. В 1990-е гг. он поставил рекорд по открытию у себя турецких школ, количество которых достигло 65. Однако после того, как отношения Ташкента с Анкарой, приютившей на время главного узбекского оппозиционера, лидера демократической партии «Эрк» Мухаммада Солиха, испортились, все турецкие учебные заведения в 1999 г. были закрыты.

 

В тех странах, где турецкие школы сохранились, их деятельность позволяет решать проблемы, возникшие в результате деградации прежней советской системы образования. Правда, при этом они ориентируют учащихся на иные этнокультурные, образовательные и цивилизационные стандарты, соответствующие традициям турецкой школы. Все это происходит на фоне быстрого сужения сферы русскоязычного образования, вызванного как объективными (эмиграция), так и субъективными (увеличение преподавания на национальных языках) причинами.

 

В последние годы активную роль в вопросах тюркского сотрудничества стал играть Казахстан. На 9-м саммите глав тюркоязычных государств, состоявшемся в октябре 2009 г. в Нахичевани, президент Казахстана предложил создать Совет сотрудничества тюркских государств (Тюркский совет), который должен обладать «всеми необходимыми признаками политического регионального объединения, правовым статусом и определенными организационными структурами», то есть являться полноценным интеграционным объединением. Его основной целью Н. Назарбаев считал «единство тюркоязычных братских государств, о котором мечтал Ататюрк». Тогда же Казахстан предложил создать Центр изучения тюркского мира и Тюркскую академию, а в ее составе – Центр тюркской истории и культуры, Центр изучения тюркского языка, Тюркскую библиотеку, а также общий Тюркский музей.

 

В сентябре 2010 г. на стамбульском саммите глав тюркоязычных государств все эти предложения были претворены в жизнь. Помимо Совета сотрудничества тюркских государств их руководящими органами стали Совет глав государств, Совет министров иностранных дел, Совет старейшин и Комитет старших должностных лиц. Координацию экономического сотрудничества было решено возложить на Тюркский деловой совет, а культурного – на Фонд сохранения тюркской культуры в Баку. Межпарламентская ассамблея тюркских стран, разместившаяся в Баку, была образована еще в 2008 г. Секретариат Тюркского совета, финансирование деятельности которого в течение первых трех лет взяла на себя Турция, было решено разместить в Стамбуле. Его генеральным секретарем был назначен опытный турецкий дипломат бывший посол в РФ Халиль Акынджи, что свидетельствовало о стремлении Турции наверстать то, что в деле тюркской интеграции она упустила в 1990-е – 2000-е годы.

 

В октябре прошлого года в Алма-Ате состоялся первый саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств, главной темой которого стало торгово-экономическое сотрудничество. Суммируя итоги саммита, Н. Назарбаев заявил, что объединение тюркоязычных стран получило «реальную организационную составляющую». Роль организационного центра было решено возложить на Тюркский деловой совет, в рамках которого планируется создать рабочие группы по отдельным направлениями сотрудничества. Их главной задачей будет ликвидация барьеров, препятствующих развитию торгово-экономических отношений. «Когда речь идет о торговле между нашими странами, преобладает таможенный вопрос, а также получение документов о транзите, – заявил на саммите генеральный секретарь Тюркского совета Х. Акынжы. – Мы должны создать облегченную систему для наших стран».

 

Экономическая тематика преобладала и во время последнего визита Н. Назарбаева в Анкару. В соответствии с планом мероприятий, принятым в ходе переговоров, к 2015 г. товарооборот планируется довести до 10 млрд. долл. (в 2011 г. было 3,3 млрд.), а объем инвестиций ежегодно увеличивать на 500 млн. долл. Новым инструментом сотрудничества должны стать казахстанско-турецкие индустриальные зоны, которые облегчат проникновение турецкого бизнеса в казахстанскую экономику. Обсуждались и новые транспортно-коммуникационные проекты, в частности проект создания транспортного коридора, который посредством железной дороги Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку, а также паромной переправы через Каспийское море и транспортной сети Казахстана свяжет Турцию с Китаем.

 

С точки зрения казахстанских элит, участие Казахстана в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве не препятствует реализации совместных с Турцией проектов. Более того, рост товарооборота между Турцией и Казахстаном в 2011 г. по сравнению с 2009 г. вырос на 30%, что Н. Назарбаев считает заслугой именно Таможенного союза. Благодаря его созданию был сформирован единый рынок с населением 170 млн. чел. и объемом валового внутреннего продукта около 1,5 трлн. долларов, который является благодатным полем для деятельности турецких бизнесменов. Привлекательность же самого Казахстана связана с тем, что здесь создан благоприятный бизнес-климат, облегчающий работу инвесторов. Тем самым Казахстан стремится взять на себя роль экономического моста между Турцией и странами Таможенного союза, надеясь извлечь из этого статуса максимум преимуществ.

 

По оценкам российских аналитиков, у Турции есть интеграционный проект создания в Евразии аналога Европейского союза, который является антиподом Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана. Реализация этого проекта во многом связана с тем, как будут развиваться отношения Турции с ЕС, будущее которого выглядит сегодня довольно пессимистично. Участие Казахстана в тюркских интеграционных проектах неизбежно войдет в противоречие с его членством в Таможенном союзе. В результате Казахстану придется выбрать один из них. Предпочтения его пока на стороне Таможенного союза и ЕЭП, которые способны обеспечить ему гораздо более широкие экономические перспективы. Но будет ли так всегда – покажет время.

0
    2 490
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.