Сегодня

443,35    475,54    61,18    4,82
Общество
24 апреля 2024

Пример Каддафи – другим наука?.. «Реальный суверенитет республики начнется лишь тогда, когда правящая элита будет держать активы внутри страны»

Виктор МайлинДиалог.кз
20 февраля 2013

Где деньги - там и сила!

 

Среди государств, где держат деньги богатые казахстанцы, собственно Казахстан не значится. Данное обстоятельство само по себе указывает на то, что страна находится под внешним управлением. Реальный суверенитет республики начнется лишь тогда, когда правящая элита будет держать активы внутри страны.

Как сказал один неизвестный, но однозначно толковый автор, «деньги – это властелин властелинов». С этим трудно поспорить. В связи с тем, что по Казахстану обобщающей информации сравнительно мало, давайте посмотрим как работает схема контроля над активами в России.

В нашем самом большом партнере по Таможенному союзу лица во власти разделены (среди массы других линий разлома) еще и по параметру хранения денег. Те, у кого они за рубежом – давно не могут защищать интересы России. Объяснение алгоритма простое. Когда какой-нибудь депутат Госдумы начинает возмущаться неравноправным доступом на рынок сельскохозяйственной продукции, например, то вдруг не получает визу на посещение своей дочери в Лондоне (где она учится). Или с недвижимостью под Эдинбургом возникают проблемы. Или банк в Лихтенштейне вдруг накладывает «технический» запрет на снятие денег со счета. Потом фигуранту «люди в штатском», но явно из западных спецслужб (лучше всего такая работа поставлена у англосаксов, которые пока и продолжают править миром) объясняют в чем он не прав и как надо себя вести, дабы сохранить активы.

Если человек «накопил» на недвижимость особнякового типа под Эдинбургом, то это уже во многом характеризует его с морально-нравственной стороны и отношениях с законом. Крупно разбогатеть по-честному и в современной России не намного легче, чем в советской. Он быстро принимает правила игры и в дальнейшем ведет себя послушно. На этой почве коренные интересы России теперь защищают либо «голодранцы» (с точки зрения любого мини-олигарха), либо те, кто главные активы держит внутри страны. Проблема достигла такого размаха, что в декабре прошлого года хозяин Кремля Владимир Путин проводил специальное заседание правительства, посвященное переводу российских активов из-за рубежа внутрь страны. Мы не знаем как будут развиваться дальнейшие события, ведь у многих исполнителей задания по стечению обстоятельств семьи и активы как раз за рубежом, но по крайней мере проблема озвучена и поставлены цели и задачи по ее преодолению.

Вполне возможно, что Москва и не начала бы дергаться, однако мировой кризис набирает обороты. А когда глобальная мировая иерархия с лидером в лице США уже не гарантирует предсказуемости и ответственности, каждый начинает смотреть на будущее все более самостоятельно.

Учитывая действующий с момента получения независимости принцип «все на продажу», в Казахстане ситуация аналогичная. Разве что удельный вес ОАЭ и Сингапура в раскладке золотых яиц по иностранным корзинам будет побольше, чем в России. Но как и в случае с северным соседом, иностранные спецслужбы очень скрупулезно интересуются крупными состояниями казахстанских элитариев. Несколько смягчает общую неприятную ситуацию лишь отсутствие единого центра, в котором находились бы активы правящей элиты, благодаря чему и контроль над ней получается несколько раздробленный.

Элитарии Казахстана недооценивают фактора формально законной власти. Сегодня, размещая многомиллионные депозиты на счетах в зарубежных банках или приобретая недвижимость, акции крупных компаний, предметы роскоши, они имеют за своею спиной государство Республика Казахстан. А это член ООН, участник всевозможных международных договоров и конвенций, то есть полноправный субъект международных отношений. Поэтому паспорта, визы, ноты, посольства, запросы – все к услугам богатых людей. Если положение во власти меняется, то сразу начинаются проблемы как у Виктора Храпунова в Швейцарии – шлют всевозможные неприятные для беглого олигарха «бумаги» с печатями установленного образца. Но все это цветочки. Давайте представим «постназарбаевский сценарий», где одни кланы победили, а другие проиграли. За проигравшими уже не стоит Республика Казахстан – а наоборот требует их выдачи со всем наворованным. Вот тут и начнется настоящий карнавал.

Рахату Алиеву (ныне Шоразу) пришлось «отстегнуть» принимающей стороне огромный кусок от своих зарубежных активов, дабы новая «крыша» защищала его от наездов из Астаны. Имеются в виду расходы на политические лоббистские группировки, адвокатские конторы, поддержку в СМИ и различные дружественные имиджевые акции. Это мы еще убрали из поля зрения безоговорочное сотрудничество Рахата Алиева с западными спецслужбами, а он в силу занимаемых прежде позиций знает достаточно много о чрезвычайно конфиденциальных вещах.

В принципе, о вреде хранения денег за рубежом в новейшей истории планеты просто огромное количество примеров. Павел Лазаренко был премьер-министром Украины всего лишь с мая 1996 по июль 1997 года и при этом (по данным Интерпола) смог присвоить около $200 млн. В 1999 году был арестован в США, сильно потратился на адвокатов, благодаря чему осужден только в 2004 году (до этого находился под домашним арестом). В конце концов 1 ноября 2012 года, отбыв наказание, переведен в тюрьму для иммигрантов. Теперь томится под угрозой экстрадиции в Украину, а пример Юлии Тимошенко показывает, что и для VIP-персон тюрьма мало пересекается с санаторием. Ну а находившиеся на момент ареста Лазаренко в США переведенные им туда $78 млн. так и работают на американскую экономику.
 
Слободан Милошевич, президент Югославии и Сербии, находясь у власти правил жестко, но воровато. Когда дело дошло до натовских бомбардировок Союзной Республики Югославии (в составе Сербии и Черногории), то собственно югославская армия пострадала меньше всего – натовские авиабомбы и ракеты били в основном по объектам гражданской инфраструктуры (мосты, электростанции, заводы, телецентры). На повестке дня стоял вопрос наземной операции силами США и их союзников, а что сербы воевать умеют, они доказали в Первую и Вторую мировые войны, а также за предыдущее десятилетие балканской резни. Разумеется, был в этой стране и «корпус дезертиров», разбегавшийся куда была возможность (в основном уходили через Венгрию), но при этом многие добровольцами пришли на призывные пункты, получили оружие и отправились в Косово и Метохию.

К Слободану Милошевичу были посланы натовские эмиссары, которые предъявили ему многостраничные списки его же имущества, а также родственников, друзей и соратников, которое было распихано по доброй половине планеты. Сказали открытым текстом: в случае продолжения войны – все отберем. Милошевич отказался от продолжения боевых действий и вывел войска из Косово, то есть продал и предал свое государство. Жирной жизни ему это не обеспечило, потому что предателей никто не любит. Сначала 5 октября 2000 года он был свергнут в ходе «Бульдозерной революции», потом 1 апреля 2001 года арестован, а затем по инициативе премьер-министра Зорана Джинджича тайно передан Гаагскому трибуналу по преступлениям в бывшей Югославии, где и сдох 11 марта 2006 года. Джинджича, кстати, 12 марта 2003 года застрелил сербский снайпер, но это уже другая история.

Друг всех евросоюзовских элитариев Муаммар Каддафи – это уже вишенка на торт под названием «невозможно удержать излишнее». После этого даже появилась новая заповедь для государственных деятелей: не воруйте деньги и не храните их в западных банках – все равно найдут и отберут. Но если Великобритания, Франция и Италия хотя бы отдали новым ливийским властям деньги прежнего государственного руководства, удержав из них сумму за свержение «кровавого диктатора» (500 смертных приговоров за 40 лет правления – в основном убийцы-уголовники), то банки Катара, Кувейта и ОАЭ пошли в несознанку под лозунгом «ничего он у нас не держал, все банковские документы – выдумка идиотов».

Сегодня деньги Национального фонда Казахстана работают на экономику кого угодно, кроме Казахстана. Таким образом и фактическое управление страной происходит извне. За границу переводят львиную долю наворованных средств и враждующие друг с другом властно-финансовые группировки, а потом удивляются как такой кадр как беглый вор Мухтар Аблязов со свойственником Виктором Храпуновым создают им так много проблем. А ларчик просто открывается. Когда основная масса населения в бедности или нищете, а вокруг столько соблазнов – от ночных клубов и кулинарных деликатесов до поездок за границу и всевозможных гаджетов – исполнители для рисковой работы всегда найдутся. Общие же условия жизни и правил игры таковы, что особо много платить им не приходится.

Давно пора переводить казахстанские активы в страну. Здесь ведь тоже нужные хорошие дороги, качественная питьевая вода, доступное жилье, нормальное образование, приемлемое здравоохранение. Тогда и простым жителям будет что терять в случае масштабной дестабилизации, а количество людей, готовых для рисковой работы, поубавится и расценки на них однозначно вырастут.

0
    1 458
Информация
Возможность комментирования данной публикации было отключена.