Сегодня

443,35    475,54    61,18    4,82
Общество
24 апреля 2024

Экономика Таможенного союза в 2013 году демонстрирует его жизнеспособность

Кирилл СоковРитм Евразии
1 марта 2014
Экономика Таможенного союза в 2013 году демонстрирует его жизнеспособностьИтоги внешней и взаимной торговли стран Таможенного союза за 2013 г., опубликованные на днях Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), подтвердили основные тенденции, сформировавшиеся в январе-ноябре прошлого года. Несмотря на стабилизацию взаимного товарооборота, связанную с общим состоянием экономик стран-участниц ТС, и определенные структурные дисбалансы, он остается жизнеспособным экономическим объединением с большими перспективами развития.

Общий объем внешней торговли стран Таможенного союза в январе-декабре прошлого года составил 931 млрд. долл., сократившись по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 0,4% (3,6 млрд.). Экспорт государств ТС в третьи страны составил 585,4 млрд. долл., импорт – 345,6 млрд., а положительное сальдо внешней торговли – 239,8 млрд. Это означает, что экономики ТС сохраняют устойчивость, а бюджеты – налоговые поступления, позволяющие им финансировать государственные расходы. Динамика экспорта и импорта выглядит не столь позитивно. Объем экспорта в 2013 г. снизился на 1,4% (8,2 млрд. долл.), а импорт увеличился на 1,4% (4,6 млрд.). То есть рост импорта преобладал над увеличением экспорта, в связи с чем сальдо внешней торговли ТС сократилось на 5,3%.

Показательно, что российский экспорт и импорт фактически остался на уровне прошлого года, показав статистически незначительный рост, тогда как динамика внешнеторговых потоков Казахстана и Белоруссии была разнонаправленной. Объем российского экспорта за прошлый год увеличился на 1% (до 489,2 млрд. долл.), импорта – на 0,5% (до 295,1 млрд.). Казахстанский же экспорт за этот период упал на 4,5% (до 76,7 млрд.), а импорт – вырос на 6,3% (до 30,5 млрд.). Но наиболее тревожно выглядит ситуация в Белоруссии, где экспорт за 2013 г. упал на треть (на 32,5%, до 19,5 млрд.), а импорт – вырос на 6,9% (до 20 млрд.). Экономическое положение Белоруссии в рамках ТС внушает сегодня самую большую тревогу. В прошлом году она оказалась единственной из стран союза, имеющей отрицательный баланс внешней торговли (- 0,5 млрд.), в то время как положительное внешнеторговое сальдо Казахстана составило 46,2 млрд., а России – 194,1 млрд.

Объем взаимной торговли государств ТС в 2013 г., по данным департамента статистики ЕЭК, снизился на 5,5%, составив 64,1 млрд. долл. При этом падение товарооборота между Россией и Белоруссией, на который приходится 61,9% всего товарооборота между странами ТС, составило 9,4% (до 39,7 млрд.), в то время как торговля между Россией и Казахстаном выросла на 1,7% (до 23,5 млрд.), а Казахстаном и Белоруссией – на 3% (до 925,3 млн.). Но, по словам председателя ЕЭК Виктора Христенко, для корректной оценки товарооборота между странами ТС необходимо «очищать» его от торговли топливно-энергетическими товарами, поскольку конъюнктура цен на них весьма изменчива, а сами они «выведены за контуры единого нормативного поля ТС, их оборот регулируется в ручном режиме в двустороннем формате». С учетом этого обстоятельства падение поставок российской нефти в Белоруссию, которые в 2012 г. выросли в полтора раза, привело к 30%-му снижению стоимости российского экспорта в 2013 г. «Очищенные» от ТЭК данные демонстрируют рост российско-белорусской торговли на 0,7%. За весь 2013 г. объем взаимной торговли стран Таможенного союза без учета топливно-энергетических товаров вырос на 0,3%, то есть фактически остался на прежнем уровне.

Отсутствие весьма заметного в предыдущие годы роста товарооборота между РФ и Белоруссией во многом связано с обострением конкуренции на российских рынках после вступления в ВТО. Этот процесс обернулся неоднозначными последствиями как для России, так и для Белоруссии, между которыми с советских времен существуют тесные кооперационные связи. Так, в 2013 г. в России резко сократились закупки белорусской техники. Поставки сельскохозяйственных машин, например, упали на 2/3. В результате белорусские производители резко снизили объем закупок комплектующих на российских машиностроительных предприятиях. В частности, значительно упали поставки в соседнюю республику продукции входящего в «Группу «ГАЗ» ярославского «Автодизеля» – ведущего российского производителя дизельных двигателей, 40% продукции которого закупалось белорусскими предприятиями.

Определенные проблемы создает «неравномерное» вступление участников ТС в ВТО. Россия с прошлого года уже является членом этой организации, что вызвало обострение конкуренции со стороны иностранных производителей на потребительских и промышленных рынках. Казахстан рассчитывает вступить в ВТО в наступившем 2014 г., оглядываясь при этом на опыт России. Для Белоруссии же, которая тоже хотела бы стать участником организации, эта перспектива выглядит весьма отдаленной. США и ЕС давно применяют к официальному Минску комплекс политических и экономических санкций, заметно усиленных после президентской кампании 2010 г. Рассчитывать на скорое вступление в ВТО в этих условиях не приходится. Поскольку же страны ТС фактически существуют в условиях единого таможенного пространства, членство одного из его участников в ВТО неизбежно сказывается на всех остальных.

В торговых отношениях между странами ТС существует явный дисбаланс в сторону российско-белоруской торговли, которая вдвое превышает по объему товарообмен между двумя крупнейшими экономиками союза – Россией и Казахстаном. Объясняется это не только давними кооперационными связами между российскими и белорусскими предприятиями, но и традиционной зависимостью Минска от поставок нефтегазовых ресурсов со стороны Москвы. Устранить этот структурный дисбаланс можно как с помощью диверсификации российско-белорусской торговли и экономических связей, так и за счет увеличения российско-казахстанского и казахстанско-белорусского товарооборота. Примечательно, что торговля между Астаной и Минском, хотя и является самой небольшой по объему в пределах ТС (1,5% взаимной торговли союза), но показала в прошлом году самый большой рост (3%).

Есть во взаимной торговле ТС и очевидные позитивные тенденции. Так, в 2013 г. значительный рост показала торговля продовольственными товарами. По словам В. Христенко, в полтора раза выросли поставки казахстанской пшеницы на единый рынок ТС, почти на 1/5 увеличился экспорт товаров и сельскохозяйственного сырья из Белоруссии. Позитивную динамику демонстрирует торговля такими товарами, как машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности при одновременном снижении доли ТЭКа. В 2011 году удельный вес этих товаров составлял 34,9%, в 2012-м – 33,4%, а в январе-ноябре 2013 года – 28,9%. Доля поставок машиностроительной и химической продукции из России на единый рынок государств ТС в разы выше, чем на рынки третьих стран. На фоне общей структуры российского экспорта, в котором доминируют углеводороды, структура торговли со странами ТС выглядит для РФ гораздо более благоприятной.

Особым случаем являются отношения ТС с крупнейшей после России экономикой бывшего СССР – Украиной. Если взаимная торговля стран ТС в прошлом году фактически стабилизировались на уровне предыдущего года, то товарооборот с Украиной сокращается уже два года. «Тенденции не очень хорошие, у нас товарооборот падает второй год подряд, причины заключаются не только в энергетическом сотрудничестве, – заявил в конце ноября министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. – Общая экономическая ситуация на Украине и у нас неблагоприятна, а это значит, что это имеет интенсивное взаимодействие на наши кооперационные цепочки, на производство продукции с добавленной стоимостью». Даже с учетом скидок на газ, полученных Украиной от «Газпрома» после отказа от соглашения об ассоциации с ЕС, прогноз для всей остальной структуры взаимной торговли с ТС остается негативным. «Новые контракты, особенно на длительные периоды, заключаются плохо, старые пересматриваются, – пояснил А. Слепнев, – уверенности в поставках нет как по политическим, так и по техническим причинам». Произошедший в последние дни государственный переворот на Украине способен лишь усугубить эти негативные тенденции.

2014 г. будет во многом решающим для евразийской интеграции. В этом году в ТС войдет Армения, должен окончательно решиться вопрос о присоединении Киргизии. Сам ТС после подписания Россией, Казахстаном и Белоруссией соответствующего договора из Таможенного превратится в Евразийский. Очевидно, что евразийская интеграция состоится в любом случае – с Украиной или без нее. Членство же в ТС или отказ от него является для Киева вопросом выбора собственного экономического будущего.
0
    1 958