Сегодня

444,22    476,38    61,31    4,82
Общество
24 апреля 2024

Казахстан достиг африканского уровня коррупции

Аскар МуминовКурсив.кз
4 декабря 2013

Отчет Transparency International показывает, что казахстанские чиновники все активнее участвуют в коррупционных преступлениях, это связано с широко распространенной практикой использования родственных связей, считают эксперты

 

Очередной рейтинг Transparency International о восприятии коррупции в странах мира, показывает, что из года в год Казахстан приближается по уровню взяток к самым отсталым государствам Африки.

 

За прошедший год Казахстан спустился еще на 7 позиции в международном рейтинге Transparency International, который считается одним из самых авторитетных замеров коррупционности в мире. Если в прошлом году у РК было 133 место, то в этом году страна разделила 140 позицию с 26 баллами из 100 возможных и оказалась в одном ряду с Гондурасом и Лаосом. Из бывших республик СССР показатели ниже РК у Украины, которая расположилась на 144 строчке, она признана самой коррумпированной страной в Европе. Кыргызстан на 150 месте, Таджикистан занимает 154 позицию, а Туркменистан и Узбекистан оказались на дне мирового рейтинга. Они занимают 168 строчку.

 

Самые хорошие показатели из постсоветских стран у государств Прибалтики. Эстония расположилась на 28 месте, у Литвы 43, а у Латвии 49 позиция. Также в лидерах Грузия, которая хоть и не входит как раньше в число самых антикоррупционных стран мира, однако по-прежнему имеет достаточно неплохие показатели – 55 место из 175 возможных.

 

Россия в этом рейтинге, наряду с Казахстаном, оказалась в числе аутсайсайдеров и занимает 122 место.

 

Лидерами же в этом году стали Дания и Новая Зеландия, они набрали 91 балл из 100 и разделили первое место в рейтинге. Также среди стран, где коррупция практически искоренена Финляндия, Швеция, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Нидерланды, Австралия и Канада.

 

Хуже всего с взятками дела обстоят в Южном Судане, Судане, Афганистане, Северной Корее и Сомали.

 

Председатель правления Transparency International Угетт Лабелль отметил, что индекс восприятия коррупции за 2013 год показывает, что практически все страны мира по-прежнему сталкиваются с угрозой взяток на всех уровнях управления, от выдачи мелких разрешений до практического исполнения законов и правовых норм.

 

«Пробелы в законодательстве и недостаток политической воли со стороны правительств способствует росту коррупции, как в отдельных государствах, так и в международном масштабе. Опыт стран, показавших наилучшие результаты, наглядно демонстрирует, как прозрачность способствует подотчетности и обеспечивает прекращение коррупции. Тем не менее, даже страны, достигшие высоких позиций в рейтинге, не преодолели таких проблем, как «приватизация государства», нарушение принципов финансирования избирательных кампаний и надзора за исполнением крупных государственных контрактов, которые по-прежнему остаются основными источниками коррупционных рисков», - отметил Угетт Лабелль.

 

Комментируя позицию Казахстана в данном рейтинге, известный алматинский юрист Михаил Кленчин, отметил kursiv.kz, что рейтинг Transparency International основывается на результатах опросов, проводимых различными лицами и организациями. Однако, такое явление, как коррупция, чрезвычайно сложно выразить в наглядных цифрах. Это связано, в первую очередь, с различными особенностями проявления взяткоемкости в разных странах, а также с отсутствием единой системы оценки. При этом некоторые государства вообще не представлены в рейтинге, однако это не означает отсутствия в этих странах коррупции, а лишь указывает на невозможность получения достоверных данных для формирования абсолютно точной статистики. Поэтому данные, приводимые Transparency International, весьма условны и субъективны, считает Кленчин.

 

«Например, если в одной стране официально зарегистрировано сто коррупционных преступлений, а в другой только десять, то означает ли это, что в первом случае имеет место быть большая коррумпированность, чем во втором? Вовсе нет. Поскольку, вполне возможно, такие данные свидетельствуют только о низкой эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению и пресечению коррупционных преступлений во втором случае. Чтобы дать оценку данным, которые приводятся Transparency International, необходимо иметь полную информацию о том, где, кто, когда и какие опросы проводил, а также методику и охват их проведения. При этом, мало владеть такими сведениями только в отношении Казахстана, надо еще получить то же самое по всем остальным странам», - отметил юрист.

 

А вот, по мнению известного экономиста Петра Своика данные Transparency International всецело отражают уровень коррупции и положение Казахстана по этому показателю в мире. Он говорит, что в экономическом плане РК есть сырьевая (нефть, металлы, уран и пшеница) и монетарная (внешние инвестиции и кредиты) колония развитых стран. В политическом же плане правящий режим повторяет раннефеодальные схемы, для которых совмещение власти с собственностью есть естественное состояние.

 

«Поэтому наш режим даже не коррумпирован - он до современной коррупции еще не вполне развит. И обидные сравнения с Африкой - они правомерны. Если не считать советского прошлого, активно отторгнутого казахстанскими "элитами", они как раз на том же африканском уровне формирования "племенных" государственностей и компрадорских экономик и находятся», - подчеркнул Своик.

 

Бывший дипломат Казбек Бейсебаев иронизирует, что в этом рейтинге его радует, что Казахстан оказался в одном ряду со страной, которую он раньше изучал, это Лаос.

 

«Ну, если серьезно, то конечно, это плохо. И нам должно быть стыдно. На фоне этого рейтинга, в то, что мы попадем в число 30 развитых странах мира, и раньше как-то не верилось, то теперь уже никак не получается. Коррупция везде одинакова, независимо от страны, воруют одинаково, и особых инноваций в этой сфере нет. Но все-таки особенность есть. У нас, чем выше чиновник, тем больше у него прав в расходе бюджетных средств. Кроме того, чиновник подотчетен вышестоящему чиновнику и зависит от него, а не от народа, во имя которого он, по идее, должен служить. Все представители исполнительной власти назначаются не по профессиональным качествам, а в большей степени по другим критериям, как близость, преданность, верность. Отсюда растут ноги коррупции. Если у чиновника не будет материального стимула в реализации каких-то программ, то он плохо или как попало будет их исполнять. Поэтому можно даже сказать, что на коррупции держится система управления государством», - говорит Бейсебаев.

 

Юрист Михаил Кленчин считает, что обывателю, далекому от теории государства и права, легче воспринимать простые и наглядные цифры – именно поэтому этот рейтинг востребован, несмотря на сомнительную правдивость. Он подчеркивает, что, вне зависимости от ухудшения позиций Казахстана по уровню коррупции по другим показателям РК может все больше продвигаться в сторону улучшения, например в рейтингах экономической стабильности. Это связано с тем, что коррупция свойственна не только бедным странам, но и экономически развитым, богатым государствам. Иногда ее уровень выражают в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. А чем выше показатель ВВП, тем больше «денежных» отношений внутри страны, и далее только от внутренней политики самого государства зависит, будет ли процент коррупции ниже или выше, независимо от линии экономического роста, подчеркнул Клечин.

 

«Отдельно хотелось бы заметить, что коррупция в Казахстане имеет специфические особенности, присущие и другим центральноазиатским республикам, но отсутствующие, например, в США или Китае. В нашей стране коррупция носит так называемый «клановый» характер, базируется больше не на криминалитете, как в России, а скорее на отношениях внутри нескольких политических групп, которые решают необходимые вопросы путем неформальных контактов по родственным, либо клановым связям», - резюмировал юрист.

 

Адвокат Восточно-Казахстанской областной коллегии адвокатов Гульнара Жуаспаева отметила, что Transparency International видимо, составляла рейтинг по количеству выявленных коррупционных преступлений в РК. А если бы они знали реальный объем взяток, которые не выявляется, то, наверное, место в рейтинге было бы ниже. Коррупция в Казахстане все больше и больше укрепляется и пускает корни, несмотря на проводимые мероприятия по борьбе с ней. Значит эти мероприятия неэффективны, считает она.

 

«Судя по последним громким коррупционным преступлениям, где были замешаны крупные должностные лица, эти дела чаще всего связаны с реализацией государственных экономических программ. Особенность нашей коррупции завязана на родственные связи казахов и неразрывна с нашим менталитетом. А вседозволенность и безнаказанность порождает еще больший азарт в совершении корыстных преступлений», - считает Жуаспаева.

 

Глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков, говорит, что ситуация парадоксальная. С одной стороны Казахстан как будто бы прогрессирует по экономическим показателям, но с другой стороны стремительно деградирует по коррупционным показателям. Нарастание мздоимства в обществе свидетельствует о морально-психологическом климате. Это тревожный симптом. "Представьте себе человека весьма богатого, процветающего, но в то же время страдающего параноидальной страстью к взятничеству. Может быть такое? Вполне. Казахстан представляет собой яркий тому пример", - говорит он.


Почему ситуация ухудшается? По мнению Телибекова причины следующие:


1. Коррупция поощряется государством, активно пропагандируется и культивируется средствами массовой информации.


2. Практически все государственные деятели Казахстана, включая министров и депутатов, являются обладателями огромных состояний, происхождение которых весьма сомнительно


3. Все должности в государственных учреждениях откровенно покупаются и продаются


4. Самыми коррумпированными органами в Казахстане являются органы, призванные бороться с коррупцией: суды, прокуратура и полиция


5. Население страны сызмальства воспитывается в духе коррупции. Свидетельство тому - поборы и вымогательства в университетах, школах, детских садах. Коррупция превратилась в национальную казахскую традицию!


6. Вымогательства и поборы в родильных домах говорит о том, что казахстанец появляется на свет под нимбом коррупции. Но и это еще не предел!


7. Коррупция в стенах учреждений, занимающихся экстракопоральным оплодотворением, свидетельствует о том, что и здесь мы впереди всей планеты. Представьте себе, но зачатие в Казахстане тоже происходит под знаком коррупции.


8. И наконец, чтобы достойно похоронить человека. Кто скажет, что это можно сделать без коррупции?!

 

Однако, по словам журналиста и общественного деятеля Лукпана Ахмедьярова. нет никаких национальных особенностей, которые бы влияли на коррумпированность страны. В качестве примера он привел Грузию, которая 10 лет назад считалась самым коррумпированным государством на Кавказе. Этот пример показывает, что в коррупции виноват не народ, а власть. Достаточно политической воли элит, чтобы избавится от того, что считалось незыблемым и неискоренимым. По этой же причине Казахстан скатывается все ниже и ниже в рейтинге восприятия коррупции, считает Ахмедьяров.

 

«Не вижу повода сомневаться в объективности рейтинга такой солидной организации. Он достаточно объективен и нет ничего удивительного в том, что Казахстан занял самый низкие строчки. То, что мы одни из лидеров в экономических реформах, то это под большим вопросом. Хотел бы обратить внимание на то, что в мировой истории есть примеры, когда народы меняли свои свободы и права на экономическое благополучие, но потом оказывалось, что обмен был невыгодным. Например, так тот же Ли Кан Ю построил благополучное с экономической точки зрения, но не стабильное с политической точки зрения государство», - отметил он.

 

Независимый политик Амиржан Косанов подчеркнул, что в мире считаются с оценками этой организации. Но для рядовых казахстанцев не важно, на каком месте в международном рейтинге в данный момент находится Казахстан, для них важно, что каждый случай общения с чиновником любого уровня в той или иной мере связан с коррупционной составляющей. Поэтому у казахстанцев свой рейтинг, причем хуже, чем у международных организаций, говорит он.

 

«Не считаю, что национальные особенности влияют на степень коррумпированности, это выгодный для отдельных сил миф. Коррупция – явление вне национальности, она транснациональна и основана на универсальных для всех стран принципах: это недостатки в соответствующих законах и практическая возможность посредством заинтересованного чиновника решить тот или иной шкурный вопрос. А ситуация ухудшается потому, что несмотря на громкие заявления действующей власти и необходимости борьбы с коррупцией нет настоящей политической воли ее искоренить. Ибо ныне коррупция – источник обогащения этих самых чиновников! Поэтому нужны классические, апробированные человечеством методы. Это – организация действенного контроля над чиновничеством посредством полномочного парламента и независимых СМИ. Это – неотвратимость наказания за коррупционные деяния, это – транспарентный характер назначений на чиновничьи должности, это – наличие независимой судебной системы, это – минимизация непосредственного контакта чиновников с бизнесом. Но, повторюсь, власть сама не заинтересована в этих новациях. Поэтому и ходим в рейтингах рядом с экзотическими африканскими странами», - подчеркнул Косанов.

 

Как подчеркивают авторы исследования, коррупция является одной из основных проблем в мире, тормозящих систему демократических институтов. В этом году более двух третей из 177 государств, получили оценку меньше 50 баллов. Это говорит о том, что правительства этих стран не могут защитить своих граждан от коррупции. Вне зависимости, от того о каком конкретном коррупционном злоупотреблении идет речь..

0
    3 764