Сегодня

448,15    483,46    61,99    4,86
Экономика

Казахстан. Почему тамада за пару часов заработает больше, чем медсестра за полгода?

Роман Иванов365инфо.кз
30 ноября 2020
Коллаж: © Русские в КазахстанеПочему у нас такие низкие зарплаты? «Законодателем мод» здесь выступило государство, бизнес с удовольствием подхватил.
Число бедных в стране, по разным оценкам, составляет от 20 до 70 процентов от официально занятого населения («самозанятые» сюда не входят). Есть даже термин — «работающая бедность». То есть люди, официально работающие и получающие зарплату, но настолько низкую, что ее порой не хватает даже на полноценное питание.

Пока ситуацию сглаживает недвижимость, доставшаяся в наследство от советских времен и приватизированная в 90-е. Со временем число бедных будет увеличиваться, а «советских квартир» больше не станет.

Первопричину многие видят в слишком низкой зарплате в бюджетной сфере. Частный бизнес ориентируется на эту планку и экономит на собственных работниках.

Об этом говорили участники заседания аналитической группы КИПР «Работающая бедность в РК: масштабы, причины и необходимые меры для ее сокращения».

Кто такие «работающие бедные»?


Политолог Марат Шибутов определил «работающего бедного» как человека, который имеет официальную работу, платит все налоги, но при этом получает зарплату в две трети от «медианной». Эта такая зарплата, ниже и выше которой получают по половине работников.

— Медиана в 2020 году у нас 140 тыс. тенге. Две трети от этой суммы — это около ста тысяч тенге и ниже. Фактически это люди, которым зарплаты хватает только на самый минимум, для всего остального им надо брать кредит, — сказал Шибутов.

(Примечание: в июне 2020 в расчете медианной зарплаты учитывались только те работники, кто проработал полностью весь июнь. Кроме того, исследовали все крупные предприятия и только 30% от проработавших июнь средних и малых. Таким образом, подавляющее число субъектов МСБ из учета выпали. Скорее всего, реальная «медиана» еще меньше. Для сравнения — в 2019 году она составляла 112 тыс. тенге)

Если пересчитывать на членов семьи, на каждого получается 20-40 тыс. тенге, в зависимости от количества детей.

Социолог Гульмира Илеуова добавила, что эти люди часто имеют достаточно высокую квалификацию и в других условиях могли бы претендовать на более высокий уровень доходов. В советское время и в начале независимости он и был, но с течением времени престижность профессий упала, а доходы сократились.

— Это люди, которые в свое время вложились в образование, у них достаточно значимый вклад в развитие страны, но при этом оценка их труда на очень низком уровне. Если в стране большое число таких людей, это уже вопрос к справедливости и социальной направленности самого государства, — сказала она.

Кто ценнее — тамада или медик?


В оценке масштабов явления мнения гостей разошлись, причем иногда довольно серьезно. Руководитель группы КИПР Ерлан Смайлов полагает, что к работающим бедным можно отнести около 33% официально занятого населения.

— Если сравнивать с Европой, там в среднем 9,5%. В Румынии 18%, в Испании 13%, в Италии 11%. То есть даже в трудоизбыточных странах значительно меньше, чем в Казахстане. При этом в Казахстане растет общая бедность, — подчеркнул Смайлов.

Шибутов низкий уровень работающей бедности в ЕС объяснил сравнительно высокими пособиями по безработице. Получающий его может себе позволить не соглашаться на нищенскую зарплату, соответственно, потенциальный работодатель вынужден предлагать больше.
Также Шибутов отметил характерный для нашего общества социальный (или даже политический) фактор.

— Тамада у нас может получить за два часа 200-400 тыс. тенге, а медсестра, которая трудится целый день — 100 тыс. в месяц
Мы считаем, что работа тамады ценнее? В пандемию мы увидели, кто главнее и кто нужнее. От того, что тамады в карантин не работали, никому хуже не стало. Поводов для смеха у нас и так в жизни хватает. А вот от того, что не хватало медицинских работников, люди просто умирали, — заявил он.

Шибутов уверен, что в низких зарплатах на рынке страны виновато государство, точнее, тарифная сетка для бюджетников. Большинство из «работающей бедности» как раз из бюджетной сферы. А частники, видя государственные зарплаты, тоже лишнего (с их точки зрения) работникам не дадут. Так что зарплату бюджетникам надо либо напрямую повышать, либо как-то компенсировать различными социальными льготами.

Некоторым зарплаты не хватает даже на еду


Илеуова поддержала Шибутова и напомнила, что предложения поднимать зарплату звучали уже давно. Но они оказывались безуспешными.
В качестве контраргументов большей частью пугали «разгоном инфляции».

— Была концепция, что «рынок все рассудит». Надеялись, что баланс зарплаты придет в равновесие естественным путем, исходя из некоей экономической целесообразности. Что же видим сейчас? Государство в плане зарплаты у нас главный законодатель моды, частники ориентируются на низкие зарплаты в госсекторе, и резкий рывок в других секторах (не считая добывающей промышленности) в принципе не будет возможным, — сказала она.

По оценкам Илеуовой, в стране 20-25% «работающей бедности» от экономически активного населения. Причем их даже две группы. Первой денег хватает на питание, но не на одежду и обувь. Второй уже не хватает и на еду.

Мажилисмен Айкын Конуров напомнил, что в Казахстане почти половина населения проживает в сельской местности, где доходы в принципе низкие, плюс к этому некая часть в городах. По его расчетам, «около 70% экономически активного населения на сегодня могут смело отнести себя к категории бедных». В цифрах это 5-6 млн человек.

Конуров добавил, что сегодня средняя зарплата в пересчете на доллары достигла минимума за последние 12 лет. При этом большая часть товаров народного потребления и продуктов питания ввозится из-за границы, а расчеты ведутся в валюте. Соответственно, падает и покупательская способность населения.

Слабое государство проиграет собственным олигархам


По мнению Шибутова, у нас ситуация еще несколько смягчена благодаря прошедшей в 90-е годы приватизации квартир и земельных участков.

За счет этого у нас доля владельцев недвижимости (55-60%), как у самых развитых стран, так что пока еще у многих бедных хотя бы есть где жить.

— Поэтому мы этих бедных часто не видим. Потом, когда станет больше людей без собственных квартир, вынужденных платить аренду, все станет заметнее. «Работающая бедность» сама по себе неустойчива: что-то случилось с работой — и они сразу станут нищими. А без своей недвижимости еще и бездомными. Тогда и увидим истинные масштабы, — сказал он.

Далее Шибутов обрисовал очень нерадостную перспективу. Низкая «государственная» зарплата приводит к снижению конкурентоспособности и эффективности государства. Потому что если человек хочет адекватный доход, ему надо держаться подальше от бюджетной сферы. В итоге мы получаем плохих полицейских, военных, учителей и так далее.

— Политически такая ситуация ведет к тому, что государство слабеет как относительно других государств, так и внутри себя, уступая каким-то корпорациям и так далее. Эти структуры становятся более конкурентоспособны и начинают давить на государство. Это большая проблема, — сказал он.

И зарплату не подняли, и цены подскочили


Илеуова напомнила, что в начале нулевых в обществе еще сохранялась надежда на «будущее для детей». Мол, они вырастут и станут богатыми, а мы пока потерпим. Но уже сейчас выясняется (и это подтверждается социологическими опросами), что все больше родившихся в бедности не могут подняться на более высокий уровень.

— Все, как описывали классики. У нас идет конкретное закрепление в социальных нишах и воспроизводство бедности. Они не могут поставить себе более высокие цели. Страна погружается в то болото, из которого мы однажды выскочили путем неимоверных усилий, — сказала Илеуова.

Еще один аргумент противников поднятия минимальной зарплаты — в бюджете на это нет средств. Однако Смайлов считает, что на самом деле они есть, но расходуются «не по адресу».

Если оптимизировать расходы госкомпаний, прекратить спасать банки и тому подобное, денег хватит и еще останется.

— Нас все время пугают инфляцией, мол, поднимем зарплату — подскочат цены. И зарплату не поднимают, и цены все равно скачут.

Очень важно понимать, что формула «сначала бизнес — потом люди» не работает. Нужно в первую очередь поднимать благосостояние населения. Увеличьте минимальную зарплату в бюджетной сфере — а рынок труда един, как сообщающиеся сосуды. В частном секторе увидят, что в бюджете стала работа более мотивированной и престижной, и начнут переходить в тот сектор. Тогда МСБ в свою очередь тоже начнет поднимать зарплату, чтобы вернуть работников. Сегодня в МСБ зарплата тоже небольшая, потому что в целом планка низкая, и работодатели это понимают, — сказал он.
+1
    3 184