Таджикистан продолжает удерживать первое место на постсоветском пространстве по распространённости недоедания и связанным с ним негативным последствиям. Рост цен на продукты делает невозможным решение этой проблемы, однако власти источают показной оптимизм.
Недавно отпразднованный в Таджикистане День независимости стал поводом для громких заявлений о достигнутых успехах. В своём обращении к народу президент Эмомали Рахмон ни словом не обмолвился о советской эпохе, без которой была бы немыслима таджикская государственность, не говоря уже о социально-экономическом развитии.
Жителям навязывается мысль, что истинная история страны началась только в 1991 году. «Достижение политической независимости и образование независимого государства является величайшим, самым священным и важным явлением в современной истории таджикского народа. Это беспримерное событие… заложило прочную основу для национального самосознания нашего народа, стало объединяющим фактором во имя защиты национальных ценностей и начала созидательных инициатив… Благодаря независимости таджикское государство признано международным сообществом, а наша дорогая страна принята в члены всех самых влиятельных организаций мира», — заявил Рахмон.
А чтобы у граждан не возникло соблазна усомниться в благотворности отказа от социализма и Советской власти, президент перечислил достижения последних лет. Здесь и снижение уровня бедности с 83 до 21 процента за четверть века, и вывод страны из «коммуникационного тупика» путём строительства дорог, тоннелей и мостов, и развитие энергетической сферы. «Только благодаря независимости у нас появилась возможность начать строительство Рогунской ГЭС», — объявил Рахмон.
Это откровенная ложь. Госстрой СССР утвердил технический проект станции ещё в 1974 году. К моменту разрушения Советского Союза была частично построена плотина, проложены два десятка километров тоннелей, выполнены основные работы по возведению помещений машинного и трансформаторного залов, изготовлены две гидротурбины. Не будь распада страны, Рогунская ГЭС, без сомнений, давно бы уже работала на полную мощность. В реалиях современного Таджикистана строительство фактически застопорилось, не пойдя дальше тех самых турбин, что изготовлены больше тридцати лет назад. Это стало одной из причин острого энергетического кризиса.
Много вопросов вызывают и другие пункты президентской речи, например о несомненных успехах в борьбе с бедностью. Опубликованный в середине октября доклад исследовательской инициативы «Глобальный индекс голода» показал, что Таджикистан находится в наихудшем положении среди бывших советских республик. Согласно его данным, почти 9 процентов жителей страны сталкиваются с постоянной нехваткой еды, 18,4 процента детей в возрасте до пяти лет из-за недоедания отстают в росте, а 5,1 процента истощены. За последние годы прогресс практически сошёл на нет, а по некоторым показателям даже отмечено ухудшение. Так, распространённость детского истощения в 2016 году была существенно ниже — 3,5 процента. Кризисная ситуация подтверждается другими данными. Так, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) сообщил, что от недоедания в республике страдает каждый третий ребёнок.
В ближайшее время ситуация может только обостриться. Переводы от трудовых мигрантов, которые в прошлом году сформировали почти половину ВВП Таджикистана, демонстрируют тенденцию к снижению. На этом фоне ускорился рост цен на основные продукты питания. Молочная продукция подорожала с начала года на 8,3 процента, а если сравнивать, например, с 2016 годом, стоимость выросла в 2—3 раза. Потребление молока за это же время сократилось на 40 процентов — с 60 до 42 литров в год на душу населения. Это намного меньше утверждённой в республике нормы потребления — 115 литров.
Схожая ситуация с потреблением мяса. При норме 41 килограмм в год оно составляет лишь 24 килограмма, а в сельской местности и того меньше — 20 килограммов. Главная причина — дороговизна. Только за последние месяцы цены выросли на 20 и более процентов. Килограмм говядины стоит 100—120 сомони (900—1100 руб.). Чиновники назвали это «объективным процессом», вызванным ростом спроса и увеличением числа кафе и ресторанов. Вмешиваться в ценообразование они не намерены.
В итоге, как признало агентство по статистике при президенте, доля расходов домашних хозяйств на продукты питания выросла за последний год с 43 до 48 процентов. Сильнее всего рост цен ощутили жители столицы. Здесь доля расходов на продовольствие подскочила с 50 до 57 процентов.
Руководство постсоветского Таджикистана не может не только как следует накормить население, но и сохранить его здоровье. В министерстве здравоохранения сообщили, что в стране не хватает почти 2 тысяч врачей. Хуже всего положение в Хатлонской области, где дефицит достиг 720 специалистов. За провалы власти расплачивается простой народ, а речи руководителей, какими бы пафосными они ни были, залатать эти прорехи не в состоянии.