Сегодня

443,35    475,54    61,18    4,82
Общество
24 апреля 2024

Стандартизировать нестандартное: зачем Минздрав легализует знахарей?

Алина ИскендироваТуранпресс
31 июля 2023
В начале июля в Казнете появился любопытный документ «Профессиональный стандарт «Традиционная медицина. Целительство.» авторства Минздрава, который дал старт народной петиции против легализации знахарей в Казахстане. Но в Минздраве ли дело?

«Целитель – личность, которая избавляет от болезни чудесным образом», – пишет Министерство здравоохранение в этом документе. При этом, конкретно перечисляет, какими знаниями должны обладать эти личности:

  • основ анатомии и физиологии человека;
  • основ организации профилактической помощи по целительству;
  • основ сбора жалоб, опроса пациента (его законного представителя);
  • основ осмотра и диагностического обследования методами целительства;
  • методов оздоровительной помощи по целительству;
  • методики инструментального измерения (тонометром, фонендоскопом и секундомером) по определению состояния пациента;
  • основ СаНиП для организации помощи по целительству;
  • НПА РК (по здравоохранению, гражданскому, административному и уголовному, предпринимательскому и налоговому Кодексу) по вопросам целительства.

Этот перечень, в принципе, красноречиво говорит о том, что целительство должно в Казахстане иметь даже свои стандарты и какие-то специальные нормы в законодательстве. Сразу видно, что разработчики профстандарта серьезно готовились к внедрению документа, тем более, что это происходило в рамках проекта Всемирного банка.

Но само Министерство здравоохранения после поднявшегося шума по поводу этого документа очень скоро дало понять, что легализация целителей в Казахстане пока на уровне разговоров.

«Разработка велась с участием экспертов и проходит обсуждение. В рамках концепции проекта закона «О профессиональных квалификациях» ведется разработка профессиональных стандартов отрасли по свыше 50 специальностям. Разработанные проекты направлены заинтересованным сторонам и поэтапно будут обсуждаться на всех уровнях. Проект будет дорабатываться и будут вноситься изменения согласно предложений и замечаний, – так прокомментировала нововведения пресс-служба Минздрава.

То есть идею как идею все же не похоронили, а просто отложили. Сразу вспомнился недавний случай с последствиями лечения 8-летнего мальчика у местного знахаря в поселке Кызылсай Мангистауской области летом 2021 года. Ребенку ампутировали почерневшую руку по локоть спустя 10 дней после банального перелома, который родители мальчика почему-то решили лечить не в больнице, а у народного лекаря. Комиссия по делам несовершеннолетних тогда наложила на родителей ребенка штраф по статье 127 УК РК за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. А целитель отделался легким испугом – ни государство, ни родители ребенка, ставшего в 8 лет инвалидом, решили никаких мер к знахарю не принимать.

Это один из немногих публичных случаев, когда так называемые народные целители были уличены в народном вредительстве. И тем не менее, на полном серьезе их деятельность собираются признать профессиональной, раз уж обсуждается профстандарт.

Ветра по легализации «магического» бизнеса на государственном уровне, на самом деле, – не ноу-хау Казахстана, где многие века существовала народная медицина.

Есть целая стратегия Всемирной организации здравоохранения в области народной медицины на 2014–2023 годы, разработанная при одном из генеральных директоров ВОЗ Маргарет Чан. Достаточно почитать раздел «Выражение признательности», чтобы понять, что ВОЗ поддерживает целительство. Приведем несколько цитат.

«Народная медицина во всем мире является либо основной опорой для оказания медико-санитарной помощи, либо дополнением к этой помощи. В некоторых странах народная медицина или нетрадиционная медицина могут называться дополнительной медициной. В резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения «Народная медицина» (WHA62.13), принятой в 2009 году, Генеральному директору ВОЗ было предложено обновить «Стратегию ВОЗ в области народной медицины на 2002–2005 гг.» на основе достигнутого странами прогресса и текущих новых задач в области народной медицины».

«Народная и дополнительная медицины (НиДМ) – важная и часто недооцениваемая часть медико-санитарной помощи. НиДМ существует почти в каждой стране мира, и спрос на ее услуги возрастает. Народная медицина, качество, безопасность и эффективность которой подтверждены на практике, способствует обеспечению доступа всех людей к медицинской помощи. Сейчас многие страны осознают необходимость разработки согласованного, интегрированного подхода к медико-санитарной помощи, позволяющего правительствам, специалистам-практикам и, что наиболее важно, тем, кто пользуется услугами медико-санитарной помощи, получать доступ к НиДМ безопасным, уважительным, экономичным и результативным способом».

«Все больше стран постепенно приходят к пониманию того вклада, который НиДМ вносят в укрепление здоровья и повышение благополучия людей, а также в придание системам здравоохранения более комплексного характера. Правительства и потребители заинтересованы не только в использовании лекарственных средств растительного происхождения, и в настоящее время они начинают задумываться о различных аспектах практики НиДМ и деятельности народных целителей, а также о возможности их интеграции в систему оказания медико-санитарной помощи».

Глава Национальной ассоциации «Денсаулык» Бахыт Туменова считает, что в нынешнем состоянии официальной медицины Казахстана стандартизация целительства принесет больше вреда, чем пользы.

– Выглядит так, будто официальная медицина расписывается в своем непрофессионализме и поверхностном подходе к охране здоровья населения. Прежде чем обозначать какие-то профстандарты, надо было разобраться, какие виды народной медицины палиативно способны помогать людям в той же реабилитации после тяжелых болезней, чтобы вреда не было, как минимум. Легализация же в виде профстандарта наделит целителей каким-то документом, подтверждающим их право на легальную деятельность. Это может стать своеобразной защитой от правовых последствий – когда, например, речь идет о мошенничестве, – считает Туменова. – Доказательная медицина постоянно развивается, как и любая другая наука, и даже она не гарантирует совершение ошибок. Как будут с целителями? Ведь чтобы вытащить их из тени, нужно прописать поле их деятельности, права и обязанности. В конце концов, в любой востребованной сфере должны работать профессионалы. Задача Минздрава в своей области – регулировать медицинскую сферу так, чтобы в нее не попадали случайные люди. Врач получает доступ к телу пациента через 6–9 лет обучения в вузе, в зависимости от специальности, а как быть с образованием знахарей и кто будет определять их профессионализм?

По мнению главы «Денсаулыка», недавнее исследование ассоциации по обороту контрафактных лекарств и другой медицинской продукции показало, что приблизительный объем поддельных и сомнительных лекарств в Казахстане составляет 16%, что очень много, учитывая наличие у государства всевозможных инструментов для борьбы с контрафактом. Почему подозрительные лекарства пользуются спросом у населения? Из-за дешевизны, доступности и отсутствия у потребителя широкого доступа к узким специалистам, которые могут делать нужные назначения. По той же причине люди идут за помощью к знахарям.

Изображение

Коллега Туменовой – врач Гинтаутас Кентра – народную медицину как явление не отрицает, но скептически относится к тому, что Минздрав регуляторно потянет контроль за десятками ее направлений и тысячами людей, в них работающих.

– Мы должны помнить, что лечиться у врача, у целителя или вообще ничего не делать, а ждать своего конца, – это выбор пациента. Нельзя заставить его пить таблетки или лечь на операцию. Но если в медучреждение человек идет к конкретному дипломированному специалисту, то со знахарями вообще непонятно. Поэтому наиболее эффективным вариантом регулирования целительства может быть только диалог государства с субъектами этой сферы – то есть создание самими субъектами и поддержка их на уровне государства саморегулируемых сообществ с внутренними правилами и этикой. Принятие или непринятие профстандарта на занятия какими-то видами нелегальной деятельности вообще никак не повлияет. Если бы законы работали идеально, у нас бы и преступности тогда не было бы. С другой стороны, популяризация знахарства характеризует базовую образованность общества. Мне сложно представить себе образованного, интеллигентного человека, который с переломом руки поедет не в больницу на рентген, а к местному костоправу, – подытожил эксперт.
+2
    10 921