Сегодня

449,3    489,69    62,42    4,89
Соотечественник

Впечатления от переселения: Импровизация на тему недосказанного

Дмитрий АвдеевПетропавловск.news
21 июня 2021
Коллаж: © Русские в КазахстанеПродолжение очередного цикла рубрики «В Россию на ПМЖ» — вниманию читателей

«Я бы на месте Путина гражданство тебе не давал!» — отрезал бывший теперь уже друг. Не хочется особо комментировать данный перл. Замечу только, что чести получить российский паспорт росчерком пера Владимира Владимировича лично я удостоен не был. Вот месье Депардье, как мне объяснили сотрудники пресловутой Временной рабочей группы в Астане, заделался гражданином РФ именно таким оригинальным образом.

В то время, как десятки тысяч граждан РК (да и не только), желающие переехать на историческую родину, проявляют чудеса стойкости и терпения, бегая по очередям. К слову, до переезда в Россию я был ярым путинистом – но, пожив там буквально несколько месяцев, разочаровался. Да, вроде всё как у людей. А если кому-то интересны мои политические взгляды, поддерживаю движение Н.Н.Платошкина «За новый социализм». Но речь о другом.

Мне до сих пор упорно пытаются доказать, что проблем, бюрократических препонов и т.д. и т.п. в процессе обретения российского гражданства нет ну совершенно никаких. А всё подробно описанное мной в «Дневнике переселенца» — плод моего бурного воображения. Попрошу не устраивать ликбез мне, прошедшему, как говорится, от и до. Я без вас прекрасно знаю: скорость и, условно говоря, комфортность данной процедуры зачастую зависит не то что от конкретного региона – иной раз даже от конкретного органа УФМС по району. Настолько разбалансированным является государство под названием Российская Федерация – ибо до сих пор аукаются деяния Михал Сергеича и Бориса Николаича (что касается последнего, из-за одного только Ельцин-центра лично я жить в Екатеринбурге бы не стал).

В том же Новосибирске, где происходило основное действие «Дневника», орган УФМС Октябрьского района не без основания считается довольно-таки проблемным. Причём я не стал бы списывать всё только на бюрократизм и халатность чиновников. Потому как то, с чем мне пришлось столкнуться – тоже своего рода система.

Моё переселение в Россию по программе пришлось на 2016-2019 годы. Пройдя те самые круги бюрократического ада, делаю однозначный вывод: никакой «упрощёнки» по факту там близко не было. Подчеркну: я принципиально не брал ни так называемые подъёмные, ни так называемые компенсации за провоз багажа и оформление бумажек. Я никому ничего не должен и не обязан ничем. Следовательно, имею право открывать рот. И разрешения ни у кого спрашивать не собираюсь. А то находятся те, кто считает, что мы-де, переселенцы, ещё должны быть благодарны за всё то, что приходится преодолевать. Нас, оказывается, таким оригинальным образом готовят к последующей жизни в России! Дословно.

С той частью «коренных» россиян, которые полагают, что я «понаехал», вообще не собираюсь дискутировать. Вы едва ли знали проблемы, с которыми столкнулись миллионы русских на территории постсоветского пространства. А посему, постойте в сторонке. Пройдите для начала мою школу жизни, а потом будем разговаривать. Да, ещё научите ваших детей уступать места старшим. А ещё лучше начните с себя. В Казахстане, надо отдать должное, с этим дела обстоят куда лучше. В России же, ну честное слово, смотреть противно: сидят здоровенные лбы, а бабуля рядышком стоит.

Что? Не учить вас жить? Ну да, куда уж нам… Я ж «не настоящий» россиянин. Хоть и с паспортом. Таким же, как у вас.

Езжай обратно в Казахстан? Нет, не поеду!

Итак, не буду заново перечислять всё то, что я огрёб по «упрощёнке». Начну с момента, когда по адресу: Новосибирск, Никитина, 70, в феврале 2019-го впервые взял в руки долгожданный паспорт гражданина РФ. Как происходила моя последующая адаптация?

В срочном порядке нужно было вставать на воинский учёт. Предъявления российского паспорта в военкомате оказалось недостаточно: на медкомиссию отправляли только после предъявления справки о том, что мне был выдан паспорт гражданина РФ. Наличие которого я должен был подтвердить документально. Вдумайтесь. Мало было иметь на руках российский паспорт, нужно было доказать, что он имеется у меня на руках. Минобороны РФ потребовало у ФМС РФ доказательство выдачи мне паспорта! И Авдеев Дмитрий Владимирович в данной ситуации должен был выступить в роли своеобразного курьера. А я давно не мальчик. Чтоб вот так бегать.

В органе УФМС, выдавшем мне паспорт, со свойственным им хамством отшили и велели приходить через месяц, попутно объяснив, что слыхом не слыхивали о такого рода справке. Штраф за просрочку постановки на воинский учёт платить не хотелось (да и не с чего – поиздержался). Да и взяло за живое. Со скандалом сию справку я получил за пять минут. О чём впоследствии также подробно поведал читателям, приложив в качестве доказательства искомый документ.

еперь снизойдите до переселенца и ответьте: я должен в ножки поклониться государству российскому за всё вышеописанное?

Далее. Ожидая дикую очередь в Омске – на сдачу казахстанского паспорта – зашёл погреться в магазин напротив. В компании таких же, как я. Уборщица вытурила на мороз со словами: «Да какие вы на… русские!» Будьте добры: я должен ей спасибо сказать? Да-да, конечно, это «единичный» случай, на дураков не обижаются и т.д. и т.п.

Далее. Приехав на ПМЖ в Челябинск, ищу работу. Думаю, Челябинск – не центр Вселенной? Это я к тому, что российский чиновник, работодатель (да иной обыватель тоже) рассматривают мне подобных чуть ли не под лупой. Подозревают, что ищем, где лучше и глубже. В то время сами, как правило, сидят на тёпленьких местечках. Ах, как много я захотел… Работать преподавателем по классу гитары в челябинских ДМШ (или школах искусств). Между прочим, имея внушительный послужной список в Петропавловске и Астане. Но, как и журналиста, меня быстренько бортанули и не допустили до кормушки, не дав ни единого шанса и наплевав на все существующие международные соглашения в том, что касается признания дипломов.

Моя знакомая, прекрасная пианистка, в своё время поступала в Магнитогорске. Да, сказали после прослушивания, ваш уровень устраивает, но, понимаете, ваш диплом колледжа – казахстанский. В результате её музыкальный талант нашёл применение в США. Но мы ж сами с усами! (это я сейчас ни на кого не намекаю).

А мне прозрачно дали понять: мол, понимаете, зарплаты у нас сейчас неплохие, эти рабочие места для своих, для местных. О, да у вас второй диплом ин-яза? Так это ж замечательно! Вот и идите преподавать английский по школам и шарагам. Туда местные неохотно идут, а вам и так сойдёт. И ведь рвали на части. Не заикаясь о том, что диплом ин-яза казахстанский. Иной раз просто умоляли пойти работать. И я пошёл. Аналогичная перспектива светила мне и в Омске, и в Новосибирске. Нет, я понимаю, что обе мои «корочки» нафиг никому не нужны, скажем, где-нибудь в Европе. Но я-то, блин, в России!!! Почему, извините, здесь-то я должен чувствовать себя так, словно я приехал в дальнее зарубежье?!

Впрочем, в сравнении с тем, как челябинские функционеры обошлись с Валерием Ивановичем Ярушиным (да и не только с ним), моя история – просто детский лепет на лужайке.

Поясню: мои претензии не касаются всевозможных курсов повышения квалификации (хотя факт «обнуления» казахстанских категорий в России также всегда вызывал моё недоумение). Речь идёт о реальном, а не бумажном признании казахстанского диплома на всей без исключения территории Российской Федерации (соответствующие документы из регионального и федерального министерств прилагал).

Музыкальная школа – не предел моих мечтаний. Просто дело принципа. Что за двойные стандарты?

Вновь позвольте осведомиться: должен я быть благодарен за вышесказанное? Мне ж делать больше нечего, кроме как бегать подтверждать диплом (который мне, если верить министерствам, по закону и подтверждать не нужно). В сорок один год. Не успев отдышаться от гонки за российским паспортом.

Далее. На первом же корпоративе, приуроченном ко Дню учителя, ко мне подсело пьяное, окосевшее от спиртного существо и без «здрасьте – до свиданья» приступило к распоряжениям: «Так, Дима, следующий корпоратив ведёшь ты! Понял?» А учителю английского Диме, к слову, на тот момент было уже 39. Нашли, в общем, шута горохового и халявного. И тут уж моим казахстанским музыкально-педагогическим дипломом не погнушались.

К нему присоединились еще несколько пьяных. Портить людям праздник не хотел, но мой дипломатичный ответ, видимо, приняли за слабость. И «наезды» по любому поводу продолжились – уже в рабочие будни. По-хорошему не поняли – пришлось объяснить по-плохому. Очень по-плохому не хотелось, иначе как минимум уволили бы за драку. И я ушёл по собственному. От греха подальше. Про оплату моего труда вообще молчу. Бухгалтер, милый мой бухгалтер… Женского, на всякий случай, роду.

А Вы хотели, чтобы я дал себя на растерзание и молчал в тряпочку? В общем, нашла коса на Урал-камень. Причина, не скрою, ещё и в том, что, будучи в Петропавловске и Астане (еще до ее переименования в Нур-Султан), я как мог дистанционно старался быть интегрированным в челябинскую, так сказать, культурную жизнь. И как музыкант, и как журналист. Не буду конкретизировать, мои челябинские знакомые в курсе, о чём я. И потому получить взашей по приезде было особенно обидно. Мы все живые люди. Извините. Однако я давно стараюсь не обижаться. Выводы делаю.

В том числе по поводу образования. Не так давно получаю письмо из Калининграда: ой, вы знаете, уровень выпускников казахстанских вузов такой слабый… Я работал учителем как в Казахстане, так и в России. Уровень российского образования немногим выше казахстанского – упав не то что ниже плинтуса, а провалившись в подпол. По той самой простой причине: отход от лучшей в мире советской образовательной системы. И дистанционка лишь вбила последний гвоздь. Если наверху (как в России, так и в Казахстане) ничего не делается для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему – моё предположение – это делается целенаправленно.

Вот так проходит моя «адаптация». Любить меня совсем не обязательно. Достаточно относиться как к равному. Я вообще живу по принципу: не надо мне помогать, достаточно не мешать. Не настолько наивен, чтобы надеяться: вот наконец добьюсь справедливости… Просто веду рубрику. И только. А то, что восприятие тех или иных вещей меняется от выпуска к выпуску – простите, на то она и жизнь. Не настолько глуп, чтобы не понимать: вероятность того, что всё это меня ожидало, была слишком велика. Иллюзий не питал. И решился на переезд, когда ничего другого уже не оставалось. Хотя не спорю: есть масса куда более позитивных историй на тему переселения в РФ. Что и нашло отражение в публикациях первого сезона рубрики. Сезоны второй и нынешний – уже мой личный опыт. Который даёт мне право на субъективное мнение. А оно таково.

Пытаясь хоть как-то компенсировать провалы в демографической политике за последние тридцать лет (и свалив всё на Куликовскую и прочие битвы), государство российское стремится залатать дыры в том числе «с помощью» таких, как я. Да ещё при этом не забывает указать, чтоб знали своё место.

Если же рассматривать вопрос исключительно в бытовом плане, не жалуюсь. Соседи, например, у меня прекрасные. Да и сам по себе Челябинск – это я подчёркиваю особо – город, к которому я всегда буду относиться с огромным уважением.

А не посмотреть ли правде в глаза? Многие переехавшие попросту боятся признаться другим (и прежде всего самим себе) в том, что переезд пока что не оправдал их ожиданий. Я не боюсь. Но и назад не собираюсь. Более того, перевожу в Россию родителей, чтобы элементарно находиться на территории одного государства. Как выясняется, нелишняя в современных пандемических реалиях предосторожность…

А вот комментарии читать перестал. Здоровее буду. Без хорошего здоровья-то оно, знаете… Что в Казахстане, что в России.
+21
    50 390