Сегодня

481,84    531,33    68,66    5,07
Культура
17 сентября 2024
26 августа 2024
16 августа 2024
6 августа 2024

Жить в России, жить с Россией, жить для России: путеводная нить творчества Валерия Мошева

Илья Намовир • Русские в Казахстане
3 октября 2024

Будущим литературоведам, которые будут изучать творчество Валерия Ивановича Мошева, не придётся искать какие-либо противоречия или противопоставления между двумя составляющими частями его наследия – публицистической и художественной, поскольку обе эти части объединены единой главной темой, общей нитью, на которую как жемчужины, нанизаны все его работы и труды. 


Эта главная тема – Россия и русские. Она сквозной линией проходит через всё творчество Валерия Ивановича, и даже в глубоко личных стихотворениях она присутствует в качестве неизменного фона, - ведь такие понятия как счастье, любовь, мир, покой для него были непосредственно связаны с Родиной, её близостью или, наоборот, отдалённостью от неё. Равно как и понятия чести, долга, справедливости, да и, в целом, - правильности чего бы то ни было - исходили из выстраданного и твёрдого русского мироощущения, ощущения сопричастности тому, что мы, наверное, и называем Русским миром. Сопричастности русской культуре, русской истории и, самое главное, русской судьбе. И наверное, если можно было описать жизненный и творческий постулат Валерия Мошева несколькими словами, то я бы сформулировал его так: «Жить в России, жить с Россией, жить для России». Эту же деятельную сопричастность жизни и судьбе России Валерий Иванович считал общим основополагающим принципом объединения разделённого русского народа. 


«Вне художественного осмысления история прекращается» - писал Мошев в одном из последних своих материалов, посвящённому отражению новой русской истории в современной русской литературе. И трудно не согласиться с ним, ведь сам жизненный путь Валерия Ивановича – это как раз одна большая непрерывная попытка творческого осмысления тех колоссальных, переломных и трагических событий русской истории, непосредственным свидетелем и участником которых был он сам. И главный его роман «Виновны в защите Родины» - это как раз яркий и уникальный пример авторской попытки донести до нас хоть и облечённую в художественные рамки, но всё же правду о том, как ломали нашу общую большую страну, о том, как ломались жизни и судьбы, ломались принципы и идеалы, и о том, как можно и должно несмотря ни на что оставаться верным себе, верным присяге, верным Родине. Даже тогда, когда сама Родина не осталась верной тебе. 



Валерий Иванович писал, что 91-ый год, в отличие от 17-го и 41-го не нашёл пока ещё своего осмысления в русской литературе: «О позоре молчат, а те, кто позор и катастрофу считал своей победой, просто не в состоянии осмыслить, описать, воспеть проклятые десятилетия. Ни правды за ними нет, ни настоящего русского таланта».  И действительно, роман «Виновны в защите Родины» стоит особняком посреди сотен книг, рождённых и изданных в постсоветскую эпоху. Благодаря роману Валерия Ивановича мы знаем, что и как на самом деле происходило во время отделения Прибалтики от СССР, как организовывался, набирал обороты и шёл к своему роковому завершению процесс развала страны в том регионе. Но в то же время мы очень мало – да практически ничего не знаем о том, как проходили аналогичные процессы в других частях СССР – в Средней Азии, на Кавказе, Молдавии и, самое главное, - Москве. Пока не нашлось других Мошевых, которые бы так же ярко, честно и талантливо рассказали нам о событиях 86-го года в Алма-Ате, о протестах в Грузии, войне в Приднестровье и прочих эпизодах того, что позднее уместно назовётся «крупнейшей геополитической катастрофой 20-го века». Мы по-прежнему не можем сложить воедино всю мозаику тех лет, чтобы восстановить и увидеть, наконец, всю картину, которая дала бы наконец расставить все исторические точки над i.


Сам Валерий Иванович считал, что русская литература лишь до времени затаилась. Что народное чутьё подсказало, что 91-ый год был не финалом, а лишь ещё одним переходным этапом, и пока этот этап не закончится, он не будет и осмыслен в полной мере. Мошев был уверен, что этот этап, эти по его выражению «годы страшного безвременья и отчаянья» закончились как раз в 2014 году с возвращением Крыма в Россию, когда его страна, как он считал, снова обрела ясную систему координат – нравственных, исторических и политических.


Мне искренне хочется верить, что так и произошло на самом деле, ведь во всех остальных своих прогнозах, предчувствиях и предупреждениях Валерий Иванович неизменно оказывался прав. Хочется верить, что книги, которые встанут на полку русской литературы рядом с именем Валерия Мошева, уже написаны и ждут своего читателя. Но пока этого ещё не произошло, именно творчество Валерия Ивановича было и остаётся для всех его читателей ориентиром той самой ясной системы координат. Таковым ориентиром оно стало для меня, когда в далёком уже 2010-м году я прочёл роман «Виновны в защите Родины», и именно этот роман помог развить и укрепить мой личный мировоззренческий стержень, поддерживавший меня многие годы.


Я глубоко убеждён, что роман «Виновны в защите Родины» должен быть включён в школьную программу по литературе, и не только из-за несомненных литературных достоинств, но и в силу своей нравственной и воспитательной значимости. Год назад прошла новость о том, что в российскую школьную программу вернули роман Островского «Как закалялась сталь». Изъяли этот роман из школьной программы ещё в 1989-м году, как раз тогда, когда разворачивались события романа Валерия Ивановича. А теперь стране снова потребовался Павка Корчагин – автобиографический герой Островского. Всё произошло ровно так, как 10 лет назад пророчески писал Мошев: «Положительный герой, без которого не может существовать настоящая русская литература, снова займет свое место в романах и фильмах. Сегодня мы знаем имена некоторых героев, тех, кто все эти годы страшного безвременья и отчаяния оставался собой и верил в Россию и русский народ.  Завтра мы узнаем новые имена, имена, которые станут нарицательными, типическими, как Андрей Болконский или капитан Тушин – Льва Толстого, как капитан Синцов – Константина Симонова…» Я уверен в том, что почётное место в этом пантеоне русских литературных героев займёт и автобиографический герой романа «Виновны в защите Родины» - Валерий Иванов. Он же – Мошев.


Ведь сделанное не может стать не сделанным.

+1
    16