Пошел одиннадцатый год войны на Донбассе. Десять лет трагедии в самом центре славянского мира. Как её осмыслить? Не удивительно, что военная проза Юрия Бондарева, Ивана Стаднюка, Владимира Богомолова появились даже не в 1940-е годы, а в 1950-е и 1960-е, фильмы – и того позже. Но времена меняются, и сегодняшняя ситуация требует осмысления немедленного.
Даже верховный главнокомандующий, президент страны спросил вдруг на одной из встреч с общественностью: а где документальные фильмы о СВО, о Донбассе? Он, человек, интересующийся историей, понимает, что создание игрового кино требует большего времени, годы, и он спросил именно про документалистику.
Но уже тогда, в 2022-м, на Краснодарской киностудии режиссёром Валерием Тимощенко был создан фильм «Донбасс. Резервный полк», благодаря которому мы лицом к лицу оказываемся с невольными участниками трагических событий.
Сегодня мы прекрасно понимаем, что такое было 24 февраля 2022 года. С той стороны стояло 150 тысяч хорошо обученных украинских бойцов, отлично вооружённых и готовых атаковать. И авторам фильма нужно было собраться духом и поехать туда, совершенно не представляя, чем это может для них закончиться, чтобы увидеть всё своими глазами, изнутри, столкнуться вместе с героями порой с чисто житейской ситуацией…
Как известно, Берлин штурмовал не какой-то особый, элитный спецназ, а самый обычный линейный полк – пехота из пехоты. Батальон, которым командовал капитан Степан Неустроев и второй батальон Самсонова – ребята, прошедшие всю войну, обычные пехотинцы. И штурмовать поручено было им.
Вот и режиссёру Валерию Тимощенко, чтобы узнать правду об этой войне, нужно было разделить все тяготы её с самыми простыми людьми, попасть в самый обычный стрелковый полк.
Точнее, полк назывался мотострелковым. Но очень скоро однополчане поняли, что полк-то просто стрелковый, потому что моторов нет, если не считать один «москвич» с выбитым стеклом. Наверное, так было и в 1941-м. И ничего хорошего нет в том, что мы наступили вновь на те же грабли. Но это так.
Воевать пришлось поначалу в стальных касках, почему-то с винтовками Мосина, с трехлинейками то бишь. И перед авторами встала дилемма: нам снимать всё это или не снимать. Они с оператором туда проникли окольными путями, через каких-то знакомых пограничников, знакомых из спецслужб. Но и при всём при этом Валерию Тимощенко не удалось бы это сделать, если бы кино не имело смысла, если бы он до этого не прошёл со своими героями восемь лет войны.
Ещё в 2015 году с этими же героями им была снята картина «Луганская повесть», а к 2020 году вышел фильм «Донбасс. Близкие люди» – о знаменитом полевом командире Алексее Мозговом, которого не так давно наш президент назвал среди героев Донбасса. Поэтому герои Тимощенко говорили с ним и его сотрудниками абсолютно искренне. Они понимали, что эти киношники – свои.
Надо сказать, что кино это было создано не в Москве, не в Питере, ни на федеральном канале, ни на каком-либо вообще телеканале. И создано на собственные средства, без чьей-либо финансовой поддержки. А значит, снимали то, что сами считали нужным.
Да, во время войны не стоит критиковать свою армию, но при этом надо и не врать. И вот снимается фильм, в котором новостей не сообщают, и идеологию никакую не подводят. В нём просто прослежена реальная судьба героев. Один из них – командир 208-го казачьего полка Владислав Багринцев, которому на этой тяжёлой войне волею судьбы досталось самое худшее, самое тяжёлое. Ему дали под командование необученную толпу и бросили его с ней в бой. Причём эта толпа – его земляки: кто-то – сосед, с кем-то учился, студенты – мальчишки мобилизованные – дети его знакомых и друзей. И перед ним встала задача как-то сделать так, чтобы все они остались живы, чтобы он мог спокойно смотреть в глаза родителям этих ребят, чтобы он себя насмерть не заел потом.
Эта невыдуманная драматургия будто развивается без помощи автора фильма, его задача просто оказываться в нужное время в нужном месте. И ещё – что-то такое совершить, чтобы его герои верили ему. Доверяли, в том числе, и его профессиональной состоятельности.
Главный герой фильма и то, в какую драматическую коллизию он попадает, сравним с героями разве что большой литературы. Владислав Багринцев, несомненно, трагический герой, несомненно, глубоко русский человек на колоссальном изломе эпохи. В сложнейшей подлой ситуации он остаётся удивительно цельным, не озлобленным, добрым, по-настоящему верующим человеком. Он искренен до конца. Искренен настолько, что, если не уверен в себе, то не боится об этом сказать боевым товарищам, если хоронит друга, то рыдает. И это всё снято.
В фильме мы видим людей, которые остались людьми в нечеловеческих условиях.
Авторы прослеживают и достоверно показывают, как толпа простых людей становится армией. Народный полк на глазах учится воевать, осваивает науку побеждать, учится артиллерийской войне, как держать противника на расстоянии, не допускать до стрелкового боя.
Командир до конца остается верен себе. Отец солдатам, он все время на передовой, не скрывается за их спинами, и, увы, получает тяжёлое осколочное ранение обеих ног, на сегодняшний день – больше года по госпиталям.
Он служил ещё в советской армии, сержант ВДВ, в душе и по корням, по самоощущению – казак, принял решение остаться русским, а не стать украинцем, как те настаивали, и как следствие стал – ополченцем Донбасса. Влад Багринцев за эти военные годы умудрился закончить заочно исторический факультет, написал дипломную работу о казаках-некрасовцах…
Видимо, есть ещё один талант у нашего документалиста – хочет он того или нет, настоящие герои сами попадаются на его пути.
Кстати, фильм «Луганская повесть» – об июне-июле 2014-го, об ополченцах, о том, как начиналась эта война – поначалу, несомненно, народная, получил на кинофестивале «Россия» в Екатеринбурге уникальный в своем роде приз «За личное мужество при съёмке документального кино».
В фильмах Валерия Тимощенко есть какая-то тайна, ускользающая, неуловимая. В пространстве «Донбасс. Близкие люди», есть и другие не менее поразительные, чем Влад, герои, словно сошедшие со страниц великой русской литературы.
Атаман Луганского округа всевеликого войска донского Леонид Александрович Рубан, большой души человек, комбриг Алексей Борисович Мозговой, который начал переговоры о мире с тогдашними полевыми командирами ВСУ, провёл несколько телемостов, воин и миротворец, погиб после четвёртого покушения. Он знал, что погибнет, но остался верен себе. Простой человек, крестьянин с позывным «Дед» – Алексеич, пулеметчик казачьего полка. Его любимая жена и могилы его родителей остались в станице Луганской, на той стороне фронта. Он так и не дождался её освобождения, умер, не увидевшись с супругой. Сергей – боевой командир с позывным «Югослав», потому что воевал в Югославии – Тарас Бульба нынешней войны, оба сына которого тоже пошли воевать.
Фильм непосредственно об СВО – «Донбасс. Резервный полк» был снят, и даже вышел на экраны кинотеатров, и мы увидели мобилизованных 19-летних студентов Академии культуры имени Матусовского в первые дни СВО, воюющих в стальных касках и с винтовками Мосина, без связи, про миномёты и гаубицы и речи не идёт. Иной журналист мог бы из этой истории сделать жёсткий и даже злобный материал, а здесь автор фильма остался верен себе, он продолжает любить свою Родину и в то же время говорит правду.
Этот фильм посмотрел ветеран спецназа ГРУ, который воевал на всех войнах, от Афганистана до Донбасса, Игорь Срибный, – шесть ранений и, наверное, столько же орденов. Он сказал автору, с которым его связывают давние дружеские отношения: «Это шок для меня, заклюют тебя, друг, за этот фильм».
Когда мы смотрим иные журналистские репортажи, то, кажется, что «сталинские соколы» буквально через неделю войдут в Киев. Но, увы, всё пока не совсем так. Говорят, что правды без любви не бывает. А с любовью и горькие истины выносимы. Нужно снимать как есть, просто русского человека, в подлинных обстоятельствах. Кино Валерия Тимощенко вопреки всему говорит о славе русского человека, русского воина.
Сделав фильм, киногруппа снова поехала на войну, сама тема заставляла встречаться с силовиками, и с армейскими генералами, и с казачьими, и с сотрудниками спецслужб. Они и смотрели фильм с точки зрения – работает кино на общую победу или нет. И, в конце концов, сказали отчётливо: да, работает. Этот фильм нужно показывать как можно большему количеству людей, это кино – за Россию, и только на этих невыдуманных героях вся надежда.
Сегодня киноленты «Донбасс. Близкие люди», «Донбасс. Резервный полк» и киноальманах о российской армии «Наука побеждать» режиссёра Валерия Тимощенко идут по всей стране, только на Кубани, на Дону и на Ставрополье их посмотрели больше 20 тысяч зрителей.
Зрители в кинотеатрах по всей России вглядывались в лица молодых парней – студентов академии Матусовского, других вузов, шахтеров годящихся им в отцы, по тревоге поднятых и оказавшихся в казармах, а через неделю – в окопах; в лица людей, которые вчера ещё были абсолютно гражданскими, а сегодня, через год, – оказались боевыми товарищами, бойцами одного из самых боеспособных подразделений Российской армии.
Это фильм – свидетель. Его авторы свидетельствуют о трагических событиях с любовью, с жалостью к их участникам, с удивлением, иногда с досадой, а главное, они не лжесвидетельствуют.
Фильм «Донбасс. Резервный полк» начинается с того, что в конце февраля 2022 года авторы приезжают в Луганск в госпиталь к своему другу, находящемуся там с тяжёлым ранением, он рассказывает о том, чему он был свидетелем на передовой несколько дней назад. Далее они едут искать своего героя – командира 208-го резервного полка. Представьте себе масштаб войны, масштаб непредсказуемости, масштаб бардака, если полк находится неизвестно где, с ним просто нет связи. Они едут «туда, не знаю куда», и ожидаемо попадают на территорию, контролируемую украинской армией, ведь сплошной линии фронта на этой войне нет. У них нет охраны и оружия, только видеокамеры. К счастью, на «чуйке» они понимают, куда попали, разворачиваются и мчат в город Рубежное, про который по телевизору сообщают, что он освобождён, что на здании Администрации поднят российский флаг. На самом деле, реально освобождена только часть города.
В фильме много пронзительных кадров, авторы и герои въезжают в город по Проспекту Освободителей, а навстречу им потоком идут горожане с колясками, с детьми на руках. В этой катастрофической реальности они продолжают упорно искать друга и главного героя фильма, рискуя попасть под огонь ВСУ, наткнуться на вражескую ДРГ, или в расположении наших частей их запросто могут арестовать особисты, посадить для проверки в подвал с непредсказуемым исходом.
Так или иначе, но режиссёр добирается до самой первой линии обороны, где командир полка Владислав Багринцев не должен быть по определению, его место на командном пункте, в штабе, а не в передовом окопе, впрочем, и там его нет. Он с двумя бойцами ушёл в разведку в дальний рейд на нейтральную полосу в сторону врага. С ним нет связи, в полку она отсутствует. И он вынужден идти в разведку сам, иначе он не будет владеть ситуацией, и не будет знать, как спасти свой полк. Как это назвать? Это подвиг, который никто не заметит, и за который никто не скажет спасибо. Слава Богу, что он остался жив и что командование жёстко не наказало за то, что он, целый подполковник пошёл в разведку сам, а не послал какого-то сержанта.
Когда же киногруппа находит комполка, она узнаёт, что в подразделении до последнего времени практически не было еды. Им поначалу не подвозили довольствия. Офицеры рассказывают, что сами они не ели, оставляя всё неопытным бойцам, остатки консервов варили в талой воде – «снежный супчик».
Кинокамера в руках мастера рисует их портреты: мобилизованные студенты академии Матусовского, дьякон, который не взял в руки оружие, но помогает на кухне, мужчина лет 60-ти, доброволец, со своим 30-летним сыном. Видно, что человек с камерой не волнуется, возьмут ли этот материал завтра в телеэфир, или покажут это кино через десять лет. Он просто делает своё дело, как может, так же, как командир полка делает своё.
Достоверность фильму придаётся не только благодаря усилиям опытного кинодокументалиста, который в отсутствие оператора сам берёт в руки камеру, но и благодаря тому, что очень скоро снимать начинают обученные им бойцы и офицеры полка, т.е. сами герои. Один из лучших эпизодов фильма, где снимает сам комполка.
Они ранним утром вызволяют мирных жителей из подвала на картонном заводе в Рубежном, где два с половиной месяца укрывались женщины и дети: огонь был таким плотным, что выйти на поверхность было невозможно. Женщина с двумя детьми едет в машине, закрывает им глаза рукой от первых лучей солнца, потому что они два месяца не видели солнечного света и панически боятся вспышек, девочка даже теряла сознание при взрывах. Уникальные кадры: комполка успокаивает женщину, разговаривает с детьми, и при этом снимает этот длинный пронзительный план, который весь вошёл в фильм. При этом он поёт казачью песню, не для кадра, а для души. Песня продолжается исполнением казачьего хора, а в кадре мы видим его полк, бодро идущий, одетый как попало, кто с автоматом, кто с трехлинейкой, с вещмешками вместо рюкзаков.
Самый хороший военкор просто снял бы информацию, показал, что люди эвакуированы, снял бы свой стендап, попросил бы людей поблагодарить в объектив, и выключил бы камеру. Здесь же командир снимает переживание людей, и этот кадр длится минуты и минуты, то есть вечность для кино, и это не возможно не смотреть. Герои становятся подлинными соавторами. Они фиксируют реальность, сохраняют и передают материал, знают ему цену, понимают, что этот фильм может серьёзным свидетельством происходящего с ними. По опыту уже знают, что все события могут переиначить, переврать, а у них будет неопровержимое документальное свидетельство.
Фильм об этих же событиях с украинской стороны, как известно, получил в нынешнем году «Оскар». Можем себе представить, да и знаем, что и как в нём было снято. С той, вражеской стороны снимали десятки документалистов первой величины.
Сегодня много выходит телепередач и даже документальных фильмов, но все они живут очень недолго. Думается, что фильмы Краснодарской киностудии о Донбассе можно будет смотреть через десять и через двадцать лет, и со временем они будут становиться только ценнее. В них – желание осмыслить, за что сражается Донбасс, за что гибнут наши люди, чьи-то мужья и сыновья со всех концов страны, как уврачевать эту открытую рану, как сохранить наш восточнославянский мир.
Возможно, со временем сложится какая-то окончательная на все времена версия фильма «Донбасс. Резервный полк», потому что история не закончена, герой фильма – командир полка ранен, и война, к сожалению, продолжается.
P.S. В октябре 2022 года фильм «Донбасс. Резервный полк» был отмечен на кинофестивале «Россия» в Екатеринбурге. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова вручила Валерию Тимощенко диплом «За гражданское достоинство».
На кинофестивале «Вечевой колокол» в октябре 2022 года в Краснодаре фильм награждён дипломом «Лучший патриотический фильм». Денежная премия за него режиссёр направил в 208-й казачий полк.
В декабре 2022 года на кинофестивале «Волоколамский рубеж» в городе Волоколамске Московской области фильм «Донбасс. Резервный полк» получил Главный приз панорамы-конкурса фильмов о Донбассе и Приз прессы.
В феврале 2023 года фильм стал лауреатом XVIII Международного сретенского православного кинофестиваля «Встреча», награждён в номинации «Лучший режиссёр».
23 февраля 2023 года фильм отмечен сертификатом лауреата Первого передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству» с формулировкой: режиссёру Валерию Тимощенко «За смелость и мужество».
В феврале 2024 года от имени президента России В.В. Путина Валерию Тимощенко было вручено благодарственное письмо «за большой вклад в развитие отечественного документального кинематографа».