Сегодня

491,71    529,97    68,69    5,05
Экономика

Окажутся ли казахстанские компании под угрозой вторичных санкций?

Виктор ДолговСпик.кз
18 июня 2024

Коллаж: © Русские в КазахстанеНа минувшей неделе произошло событие, которого долго ждали. Соединенные Штаты ввели санкции против Московской фондовой биржи с запретом на проведение торгов по доллару и евро. В результате случился кратковременный всплеск спекулятивных настроений по валютной паре «доллар – рубль», дошедший и до Казахстана.

Подразделение Министерства финансов США, осуществляющее контроль за применением торговых санкций, внесло Московскую биржу в SDN-лист (специальный список лиц и компаний, с которыми резидентам США запрещено проводить транзакции). Также установлен срок на сворачивание операций с Московской биржей и выход из ценных бумаг, размещаемых на ней, — до 13 августа.

Санкции означают запрет для физических или юридических лиц, которые работают в Штатах и платят там налоги, на взаимодействие с людьми и компаниями из SDN-листа. Нарушившие его рискуют попасть в этот же список. Фактически Московскую биржу и входящие в нее компании отрезают от международной долларовой системы и блокируют работу цепочек, в которых присутствует хотя бы один резидент США.

Нельзя сказать, что данное действие было неожиданным для российских финансовых властей – они вели подготовку к этому шагу с 2022 года. В итоге к выходным рубль в целом восстановился по отношению к основным валютам. В перспективе Центробанк РФ намерен перейти к определению курсов через «дружественные валюты» – в первую очередь китайский юань.

Нашу страну сложившаяся ситуация затрагивает лишь косвенно. В рамках двусторонней торговли России и Казахстана основные объемы транзакций давно переведены в национальные валюты (преимущественно в рубли). А потому решение властей США, по большому счету, затрагивает только интересы крупных игроков, инвестировавших в российские фондовые активы.

Дополнительный ажиотаж этому событию в казахстанском информационном поле придал тот факт, что Московская фондовая биржа владеет 13% акций Казахстанской фондовой биржи (KASE). И формально часть действий последней теперь может быть расценена американским Минфином как подпадающая под ограничения вторичных санкций. Речь, в частности, идет о выплатах дивидендов российским акционерам в долларах США. Наиболее логичным вариантом выхода из ситуации является перевод транзакций в иные валюты: наиболее удобной расчетной единицей и для России, и для Казахстана опять же является китайский юань.



Ограничения в сегменте финансовых транзакций являются новым барьером для развития торгово-экономического сотрудничества в формате ЕАЭС. Ранее США использовали угрозы вторичных санкций лишь в отношении компаний, подозреваемых в реэкспорте подсанкционных товаров и технологий двойного назначения.

Казахстанский бизнес нуждается в разъяснениях, в связи с чем появились многочисленные слухи относительно предстоящего на этой неделе приезда спецпредставителя ЕС по санкциям Дэвида О’Салливана в Астану. Предполагается, что во время его визита удастся прояснить ситуацию с трансграничными платежами. Казахстанская сторона неоднократно заявляла о готовности соблюдать санкционные ограничения. Но одновременно подчеркивала важность торгово-экономических связей в рамках ЕАЭС. Вашингтон же не готов учитывать интересы Астаны в рамках Евразийского экономического сообщества.

Стремление ограничить экономический рост в России будет заставлять Штаты инициировать все более жесткие санкции. Действия администрации США и риски, которые они несут для развивающихся рынков, не берут в учет интересы самих американских инвесторов, которые на них работают. В определенном смысле Вашингтон готов пожертвовать экономическими интересами своих компаний ради достижения геополитических целей.

Все страны Глобального Юга постепенно будут поставлены перед выбором: «мы или они». Либо следование воле Запада, либо сотрудничество с Китаем и Россией. В отношении торговых партнеров Москвы будет проводиться политика принуждения к этому единственному выбору. Никаких вариантов многовекторности Вашингтон не потерпит. Американская администрация будет постепенно заставлять Акорду выбирать из двух зол – потерять 40-45% товарооборота, приходящегося на приграничные государства, либо, в случае введения вторичных санкций, потерять те же самые 40-45% товарооборота с ЕС и США. Кроме того, вновь могут быть заморожены активы Казахстана, размещенные в западных банках (в первую очередь активы Нацфонда).



При этом у США нет предложений к Акорде относительно компенсации экономических потерь, которые будут неизбежны при разрыве отношений с Москвой и Пекином, а также гипотетическом прекращении транзита казахстанского экспорта на западные рынки сырья через территорию этих стран.

0
    19