Сегодня

443,85    474,3    61,25    4,8
Экономика

Полгода внутри евразийского механизма: оправдались ли надежды Киргизии?

Ирина ЗабневаРитм Евразии
23 февраля 2016

Правительство Кыргызстана подвело итоги полугодового членства страны в Евразийском экономическом союзе. Власти страны признают, что «эффект от вступления получился несколько смазанным». На то есть свои причины.

«Эффект от вступления в ЕАЭС мы получили. Но он вышел смазанным, потому что произошло наложение нескольких негативных факторов. Кроме положительного, мы ощутили и отрицательный эффект. Сказался мировой экономический кризис. В нашем регионе также наблюдаются кризисные явления, ощутимо упала цена на золото. Мы стали свидетелями падения валют наших основных торговых партнеров. В итоге снизилась покупательная способность населения. По законам рынка это не могло не отразиться на нас», – рассказал журналистам во время пресс-конференции, прошедшей в Бишкеке 16 февраля вице-премьер-министр КР Олег Панкратов, особо отметив, что, благодаря членству Кыргызстана в ЕАЭС, влияние мирового кризиса на экономику нашей республики несколько смягчилось.

«Если бы мы не были членами союза, то нам бы пришлось пережить более жесткое воздействие и потери были бы существеннее. 6 месяцев – небольшой срок, чтобы говорить о глобальных результатах вступления в альянс», – говорит О. Панкратов.

Но все же кое-какие сдвиги со знаком плюс имеют место быть. Первым большим достижением для страны стало то, что для страны открылся большой рынок сбыта. Ведь, исходя из географического положения, сложилось так, что основными рынками сбыта для КР являются именно страны ЕАЭС. Отмена таможенного, санитарного и фитосанитарного видов контроля позволила открыть рынок отечественным производителям мясомолочной и рыбной промышленности. Рынок вырос в 30 раз.

«18 кыргызских предприятий включены в реестр предприятий, которые могут поставлять продукцию на рынки стран ЕАЭС. 15 из них производят мясомолочные изделия. Большая часть из числа фирм экспортирует товар в Россию и южные области Казахстана. Сейчас идут переговоры о поставках продукции и в северные регионы ближайших соседей, – уточнил заместитель министра Минэкономики Кылычбек Джакыпов. – Оживление торговли произошло в условиях отсутствия таможенных границ, предприниматели страны получили возможность развития и активной конкуренции на общей площадке 180-миллионного рынка ЕАЭС».

Однако проблемы в ветеринарной и фитосанитарной сферах пока остаются. На оснащение оставшихся лабораторий требуется еще порядка 5-6 миллионов долларов.

«Проведено оснащение четырех таможенных первоочередных пунктов пропуска КР и 7 ветеринарно-контрольных пропускных постов. Россия оказывает финансовую поддержку в виде гранта в 200 млн долларов, чтобы подготовить пункты пропуска и испытательные лаборатории к условиям ЕАЭС. Национальная испытательная база выходит на новый более качественный уровень. Аккредитованы три государственные лаборатории. Хотим расширить этот список. Все надежда в этом на помощь Российской Федерации. В частности, речь идет о выделении дополнительных средств», – сказал О. Панкратов.

Благодаря евразийской интеграции, по мнению вице-премьера, структура экономики начала меняться – республика переходит от реэкспорта к индустриальной экономике. «Китайские и турецкие инвесторы проявляют значительный интерес к нашему рынку. Вступление в союз стало стимулом для прихода новых инвесторов», – считает он.

Следующим положительным моментом стало то, что Кыргызстан получил равные права наряду с другими участниками альянса в органах ЕАЭС. Это означает, что без согласия кыргызской стороны, как и любой другой стороны союза, решения в ЕАЭС не принимаются.

Нельзя не отметить, что с вступлением Кыргызстана в союз заработал Кыргызско-Российский фонд развития, который выдает кредиты на развитие малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день одобрены бизнес-проекты на сумму 1,2 миллиарда долларов.

Еще одним плюсом интеграционного процесса стало упрощение процедуры трудоустройства кыргызстанцев в странах Евразийского экономического союза. К слову, по официальным данным, на территории РФ на сегодняшний день трудятся более полумиллиона граждан КР.

«Общий рынок труда очень важен для нас. Патенты, экзамены и другие барьеры усложняли пребывание наших граждан в России. Теперь кыргызстанцы имеют те же права и обязанности, что и граждане России, Казахстана, Белоруссии и Армении. Улучшены социальные условия жизни для трудовых мигрантов и их семей», – добавил О. Панкратов.

Не обошлось и без «ложки дегтя». Власти страны опасаются, что для общественности эти результаты могут показаться малы. Хотя премьер-министр страны Темир Сариев не раз предупреждал, что интеграция – процесс долгий и от вступления в ЕАЭС в ту же минуту «не стоит ожидать молочных рек и кисельных берегов». На все нужно время. На этом фоне прозападные противники евразийской интеграции наращивают обороты антисоюзной пропаганды.

«Вступление республики в ЕАЭС было и остается излишне политизировано со стороны противников союза, поэтому у общества и бизнеса сложились завышенные ожидания, это может привести к обсуждению вопросов выхода из объединения, – отметил вице-премьер. – Теоретически выход из ЕЭАС возможен. Договорные возможности это позволяют, но вопрос в другом. А есть ли у нас мотивы? Сейчас все уже понимают, что альтернативы для развития экономики у нас нет. Это не означает, что мы должны работать только на рынок ЕАЭС, мы должны работать и на другие рынки тоже».

Члены Кабинета министров констатируют, что в случае выхода страны из «евразийской пятерки» Кыргызстан не сможет участвовать в другом аналогичном объединении. Попросту не позволяет география. Ну а для того чтобы оценить, насколько оправдались надежды Кыргызстана от членства в АЭС, властям страны, как и простым кыргызстанцам, необходимо чуть больше времени. Полгода – срок слишком маленький для далеко идущих выводов.