Сегодня

443,35    475,54    61,18    4,82
Религия
25 сентября 2023

Современное мракобесие

Руслан ВалиевТуранпресс
20 октября 2023
Количество казахстанцев, вовлеченных в различные секты, неуклонно растет. В условиях падения уровня жизни люди ищут помощи у потусторонних сил, за которыми стоят вполне реальные преступники.

Угроза деструктивных организаций сегодня высока для каждого. Даже если вы придерживаетесь светского образа жизни, вас могут подловить на проблемах со здоровьем, детьми или желании легкого заработка. Важно напомнить, что нынешний ренессанс всевозможных сект не равен ситуации конца 80-х – начала 90-х, когда полстраны просиживало у телевизоров в ожидании «лечения» у Кашпировского. В те времена от мошенников относительно защищало советское образование, спустя же 30 лет выросло поколение жертв бесконечного реформирования школы. Результаты не заставили себя ждать: современный казахстанец оказался между религиозной пропагандой, псевдоязыческой мутью и вездесущими «торговцами счастьем» из интернета.

Помолиться и забыться


Потрясения последних лет и растущая бедность становятся благодатной почвой для религиозного экстремизма. Согласно данным КНБ на сентябрь этого года, выявлено 80 тысяч молодых людей, состоящих в деструктивных организациях. Из них 6 тысячам человек нет 18 лет. Эксперты считают, что в некоторых регионах Казахстана нетрадиционные течения пустили очень глубокие корни, а государство уже не в состоянии влиять на обстановку.

По словам заместителя председателя КНБ Руслана Сейсембаева, молодежь вовлекается в деструктивные сообщества посредством интернет-пропаганды терроризма. «Сегодня диджитализация выступает основным фактором радикализации молодежи. В цифровой среде выстроена разветвленная сетевая инфраструктура, которая используется международными террористическими организациями для оказания деструктивного информационно-пропагандистского психологического воздействия на население», – заявил Руслан Сейсембаев.

По оценкам экспертов, в интернете насчитывается до 10 тысяч функционирующих экстремистских площадок. Через соцсети и мессенджеры распространяют экстремистские материалы, а также управляют террористической деятельностью. Попросту говоря, нельзя войти в тот же «Тик-ток», чтобы не наткнуться на специфическую проповедь.

К чему приводит сетевая бесконтрольность? В казахстанских городах женщины с полностью закрытыми лицами теперь не редкость, а совсем недавно государство потратило значительные средства на возвращение домой охотников «познавать веру» в Сирии и тому подобных горячих точках. Кроме того, участие экстремистов в январских событиях до сих пор не получило должного освещения. Также в КНБ сообщили, что в 2023 году предотвращены взрыв в мавзолее Ходжа Ахмета Ясави в Туркестане и теракт в Астане, и в целом в Казахстане стабильно сохраняется повышенная террористическая опасность.

Для сравнения: по оценкам Антитеррористического центра РК, на конец 2019 года численность последователей деструктивных религиозных идеологий в Казахстане составляла чуть более 20 тысяч человек. То есть число приверженцев радикальных течений увеличивается.

Кто воспитывает наших детей?


В Казахстане запрещено более 20 религиозных организаций, но, по мнению специалистов, список не отражает реальных угроз. Например, в январе появилось сообщение о том, что в благотворительных учреждениях Алматы, действовавших под видом пансионатов, били и наказывали детей. Заведения носили отчетливо религиозный характер.

«Департамент полиции Алматы расследует уголовное дело по подозрению в доведении до самоубийства несовершеннолетнего и иных преступлений со стороны благотворительных учреждений, действующих под видом детских пансионатов. Проживающие в этих пансионатах несовершеннолетние систематически вовлекались в религиозные обряды и коллективные молитвы. Несогласных детей наказывали, лишая еды и воды, в отдельных случаях применялось физическое насилие», – заявили в МВД. При обысках в пансионатах нашли иностранную религиозную литературу и учебные пособия, в том числе признанные в Казахстане экстремистскими и запрещенные к распространению.

А летом из материалов, подготовленных при поддержке Управления по делам религий Алматы, всплыли подробности. Как сообщается, в Казахстане существуют 92 пансионата, принадлежащих неким сулейманджистам. «Сулейманджисты – это джамаат, который распространен в Турции. В 50–60-е годы прошлого века в Турции было определенное давление на религию. В те годы там был человек по имени Сулейман Хильми Тунахан. Этот человек открыл курсы по изучению ислама. Он преподавал религию, призывая к вере и практикуя ученичество», – пояснил главный эксперт Академии по противодействию религиозному экстремизму при университете «Нур-Мубарак» Салтан Сайранулы.

По религиозным убеждениям течение «сулейманджи» близко к суфийскому учению. Как и в суфизме, здесь имеется понятие «рабита», то есть духовная связь с учителем при входе в транс и поклонении его фотографии.

Как пишут источники, под видом благотворительности детей обучают нетрадиционному исламу, возможно, вывозят в Турцию. На сайте управления указывается, что сейчас ведется расследование деятельности сети пансионатов, начатое после самоубийства одной из воспитанниц.

В Управлении по делам религий города Алматы подчеркнули, что «духовное и религиозное обучение запрещено в пансионатах и детских центрах. Есть закон, регламентирующий деятельность религиозных конфессий на территории страны. Сейчас в полиции проводятся все необходимые экспертизы, в том числе теологическое заключение».

Исцеление плеткой


Широкое распространение получили и всевозможные «целители». Например, в Петропавловске пресечена деятельность некой знахарки, принадлежащей к оккультно-мистическому религиозному течению «Ата жолы». «Данные нормы закона приняты, чтобы защитить людей от влияния деструктивной идеологии. Доверие к нетрадиционным религиозным практикам, участие в деятельности незарегистрированных или запрещенных общественных, религиозных объединений может привести к непоправимым последствиям для психики, разрушению семьи и карьеры. Убедительно просим людей доверять только официальным религиозным источникам», – указали в полиции.

Ранее сообщалось об арестах в Уральске деятелей секты «Ата жолы», известной в Казахстане с 90-х годов. В некоторых публикациях утверждается, что «целительство» привело к смерти нескольких адептов и сторонников этой организации. По методике воздействия деятельность «Ата жолы», пишут источники, напоминает работу саентологов.

Стремительно распространяются секты, основанные на взрывной смеси из элементов буддизма, индуизма, шаманизма, йоги, натуропатии, нумерологии, астрологии. Одним из недавних открытий для казахстанцев стало учение «Сюцай», сочетающее в себе восточные практики, к которым в подобной подаче официальная наука отнеслась бы с сомнением. О «Сюцай» многое можно прочесть в сети, последователям обещаны гармонизация и оздоровление, а некоторые отзывы попросту нецензурны, так как рассказывают о сексуальных похождениях лидеров и адептов.

Интересно, что в январе в Алматы демонтировали огромный баннер с изображением основателя академии «науки Сюцай» Жаната Кожамжарова. Ранее портрет гуру украшал собой улицу Назарбаева. Остается надеяться, что деятельность «Сюцай» будет должным образом проверена.

Тем не менее, к различным «паранормальным знахарям» казахстанцы обращаются не от хорошей жизни. Состояние здравоохранения в республике настолько плачевное, что многие проводят годы в поисках грамотных врачей, не могут добиться гарантированной законом помощи, теряют близких по вине недоучек. В отчаянии люди соглашаются на любую помощь за любые деньги, даже зная о том, насколько страшный вред могут нанести доморощенные «лекари». Известны случаи «врачевания» посредством избиения камчой, купания в экскрементах животных, кровопускания и прочих средневековых методов. Некоторые секты в своем цинизме заходят так далеко, что предлагают людям, недавно переживших потерю в семье, воскрешение или связь с умершими «по фотографии», через растения, предметы и так далее.

В один клик


Интернет, разумеется, вносит свою лепту. Пока в сети красуются в хиджабах блогерки и звезды шоу-бизнеса, деструктивные организации ведут хорошо организованную пропаганду. В частности, официальные теологи не устают предупреждать о салафитах и псевдосалафитах. Такие паблики существуют на любых платформах, они красочны, грамотны, интересны, однако содержат искаженную информацию относительно аятов и сур Корана. Новичку в изучении религии крайне трудно распознать деструктивное течение, указывают в Духовном управлении мусульман.

Специалисты предостерегают: вы можете стать фигурантом уголовного дела буквально в один клик, необдуманно перепостив публикацию с религиозным содержанием в личном аккаунте. Хотя ряд деструктивных течений в Казахстане запрещен, многие из них продолжают активно продвигать свою деятельность в интернете. Поэтому стоит дважды подумать перед репостом, не говоря уже об общении в мессенджерах с незнакомыми людьми на религиозные темы. После подобных бесед правоохранителям и дипломатам приходится долго и затратно возвращать казахстанцев из стран Ближнего Востока, а то и вовсе объяснять их родне, почему новоиспеченный «салафит» погиб при бомбежке или убит при теракте.

В то же время активизировалась и работа христианских, в основном протестантских организаций, вызывающая тревогу у родственников вовлеченных. Также в республике действуют восточные культы, различные «ведические» и «кришнаитские» организации, зачастую завуалированные под оздоровительные и спортивные центры. Эксперты призывают помнить, что представители нетрадиционных, потенциально опасных идеологий на момент вовлечения новичков проявляют невиданную заботу об их благосостоянии: устраивают на работу, дают денег, выделяют другую материальную помощь, стремятся подменить собой семью и друзей. Для деструктивных культов характерно всяческое лечение гипнозом, «очищение чакр», моление «на иных языках», представляющее собой нечленораздельное бормотание, выкрики, впадение в транс.

Не просто мультяшки


Как уже говорилось выше, особенно подвержены риску вовлечения в секту дети и молодежь. Инструменты самые продвинутые – интернет, игры, аниме. Весной этого года в Костанае фанаты некого ЧВК «Рёдан» (преступной группировки из аниме) собирались устроить акцию неповиновения у торговых центров. В полиции обнаружили Telegram-чат, где подростки объявили общий сбор субкультурщиков, к ТРЦ направились наряды правоохранителей. Как сообщается, члены фанатской группы отращивают волосы и носят изображения паука на одежде или в качестве аксессуаров. Аналогичные акции подростков проводились и в соседней России.

В столичном же акимате считают, что сегодня каждый пятый молодой казахстанец подвергается агитации и вербовке. Центр изучения религий Астаны провел социологическое исследование, согласно которому 8% опрошенных отметили, что за последний год они сталкивались с религиозной агитацией в общественных местах. На это указывает каждый пятый опрошенный в возрасте от 18 до 29 лет, то есть 18,7%. Среди 30–45-летних такой опыт отметили 2,1%, 46–60-летних – 2,4%, старше 61 года – 5%.

В связи с возросшей активностью сект родителям советуют тщательно изучать изменения в привычках и окружении детей, внимательнейшим образом относиться к выбору, например, летнего отдыха, различных курсов, пусть самых полезных и безобидных на вид. Встречаются случаи, когда в деструктивную деятельность вовлекают через курсы английского языка, КВН, музыкальные кружки, всевозможные тренинги, раздачи подарков. В некоторых лагерях отдыха детей заставляли учить Библию, внушая страх и чувство вины тем, кто не смог запомнить текст. Бесплатный или очень дешевый лагерь от частной организации уже должен насторожить родителей, предупреждают эксперты.

Миражи красивой жизни


Характерно для смутного в экономическом и геополитическом плане времени возникновение так называемых потребительских сект. Подростков заманивают чувством сопричастности к модной субкультуре, но аналогичные методы вербовки действуют и на взрослых, стоит лишь добавить фактор быстрого и легкого обогащения. В основе различных интернет-марафонов, тренингов «личностного роста» и «игры на бирже» с участием «опытных брокеров» лежит знакомая схема – человеку дают понять, что он возвышается над серой массой, способен добиться невиданных высот и заработков. Вербовщиком зачастую выступает известный блогер или вовсе «звезда», ему доверяют, несут деньги, а потом остаются с долгами, кредитами и разрушенной жизнью.

Самым частым видом потребительской секты в Казахстане стали финансовые пирамиды. Это практически религиозное действо, когда модный гуру в интернете или при личной встрече гарантирует огромный доход и вложения без риска. Гуру при этом одет с иголочки, демонстрирует богатство и стильность, обещая такие проценты, какие не может дать ни один законный бизнес. Усиленно просветляемым адептам впаривают «эксклюзивные продукты» – БАДы, лечащие от всех болезней, кибертехнологии или банальные вклады, названные хитро и по-западному.

Реклама подобных сект набрасывается на любого пользователя интернета с первых же шагов. Многим настолько хочется уподобиться гуру, что они продают квартиры, машины, берут неподъемные кредиты, а потом долго и безуспешно ходят по судам. В последние годы сумма ущерба, нанесенного мошенниками, исчисляется миллиардами тенге и неуклонно растет. Только за первое полугодие 2023 года Агентство по финансовому мониторингу (АФМ) выявило 22 финансовые пирамиды.

Больше всего уголовных дел, касающихся деятельности подобных структур, заводят в Алматы. За последние месяцы здесь выявили 12 мощных организаций, пострадали около 20 тысяч алматинцев. Также активны мошенники в Астане, Шымкенте, Карагандинской и Актюбинской областях.

В АФМ приводят классическую, матричную схему, организаторы которой даже не пытаются скрывать, что работают в финпирамиде. «Состоит из нескольких ступеней, формируются ячейки. За счет привлечения следующих вкладчиков формируется доход первых. Пирамида функционирует, пока привлекаются новые участники», – пояснили в АФМ. Не правда ли, потребительские секты в плане вербовки мало отличаются от других деструктивных течений?

Другие виды мошенничества – это фальшивый сетевой маркетинг, где товар реализуется по завышенной цене или его вовсе не существует, а также «инвестиционная компания». Участникам предлагают вкладываться в ценные бумаги, участвовать в торгах на бирже, обещают высокий доход. «Рекламируют успешную деятельность каких-либо компаний. Фактически их деятельность нереалистична, а их заработок по классике формируется за счет новых вкладчиков. В случае краха эти инвестпроекты, как правило, зарегистрированы в другом государстве, достаточно сложно потом вернуть свои деньги», – заметили в АФМ. Новым методом вымогательства стали криптоплощадки и обучающие блокчейн-технологии.

Примечательно, что в отличие от экзальтированных подростков и сельчан, чаще всего попадающих в сети экстремистов, многие жители крупных городов отлично понимают, что их втягивают в преступную затею. Но жажда наживы и желание приобщиться к красивой жизни оказываются сильнее опасений. Эксперты отмечают, что влияние в Казахстане всевозможных сект, основанное на неуверенности в завтрашнем дне, будет только нарастать.
0
    10 693