В Казахстане сейчас действует четыре национальных проекта, которые, по плану, должны кардинально улучшить жизнь граждан. Но, увы, зачастую планы оказываются далеки от реальности. В прошлом году экс-глава ВАП Наталья Годунова посчитала, что из девяти действовавших на тот момент нацпроектов семь имеют низкую эффективность.
– На девять изученных палатой нацпроектов выделено 8,1 трлн. тенге. Обеспечено финансами от плановых потребностей в среднем 106%, то есть выше 100%, и только по одному проекту есть недофинансирование 20%. Но исполнение составило 98%. По оценке Высшей аудиторской палаты, семь из девяти нацпроектов имеют низкую эффективность – 77,8%, – озвучивала Наталья Годунова год назад, в мае 2023 года, на презентации отчета об исполнении госбюджета в сенате.
В июне 2023, озвучивая в мажилисе заключение к отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2022 год, она также указывала, что в Казахстане происходит «распыление больших ресурсов на мероприятия, никак не влияющие на достижение общенациональных задач» и по поводу национальных проектов отмечала, что нередко не успевают их толком разработать, а уже на второй год реализации ставят на утрату. Либо реализуют проект с отложенным эффектом, но сразу после завершения снимают с мониторинга и в дальнейшем никак не контролируют, из-за чего эффект по итогу оказывается сомнительным.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев тогда никак не прокомментировал публично эти слова, но уже 22 сентября было принято постановление правительства, по которому все девять принятых в 2021 году национальных проектов, не считая проекта с закрытой информацией «Безопасная страна», с 1 января 2024 прекратили свое существование. И это несмотря на то, что буквально незадолго до выступления Годуновой, в марте 2023 на открытии первой сессии парламента Республики Казахстан VIII созыва, Токаев, напротив, объявлял, что «Национальные проекты должны быть реализованы качественно и в срок, каждый бюджетный тиын следует тратить с умом».
Получается, со словами Годуновой всё же согласились. Но спустя полгода, в апреле 2024, президент снял её с поста главы ВАП, не предоставив никакой новой публичной должности, и назначил на эту роль бывшего премьер-министра Смаилова, который теперь будет возглавлять проведение аудита фактически своей же собственной работы.
А прислушалось ли правительство по итогу к озвученной критике? Недавно был предоставлен предварительный отчёт правительства об исполнении Республиканского бюджета за 2023 год, который косвенно содержит ответ на этот вопрос. Вопросу исполнения нацпроектов, включая пилотные, и госпрограмм в нём посвящена целая глава суммарным объемом почти 200 страниц.
Первым в списке отчёта правительства стоит один из самых запомнившихся казахстанцам проектов «Ұлттық рухани жаңғыру», напрямую связанный с экс-президентом Назарбаевым и имеющий абстрактный лозунг «Модернизация общественного сознания», который подвергался высмеиванию. И хотя цели этот нацпроект ставил за собой весьма неплохие, – сохранение национально-культурной идентичности, реализация художественно-творческого потенциала казахстанцев, повышение качества и разнообразия культурных продуктов, формирование духовно-нравственных ценностей, – реализация его оказалась весьма сомнительной.
– По национальному проекту «Ұлттық рухани жаңғыру» показатель уровня обеспеченности учебниками на казахском языке для организаций технического и профессионального образования в отчетном году достигнут в полном объеме, при наличии неосвоенного 1 млрд тенге, выделенного из республиканского бюджета, по причине несостоявшихся конкурсов по госзакупкам и несвоевременного финансирования в связи с реорганизацией министерств. План такой, что просто 1 млрд оказался лишним. Мы уже не миллионы, мы уже миллиарды не считаем, – поражалась в прошлом году на тот момент глава Высшей аудиторской палаты Наталья Годунова.
В отчёте правительства за 2023 год вновь указано о неосвоении государственных средств по этому нацпроекту – 549,8 млн. тенге. Ключевой провал – в повышении доступности и качества услуг в сфере культуры и по популяризации отечественного культурного продукта.
Так, проект предусматривал создание государственного сайта E-culture.kz с единым сбором информации о всех культурных мероприятиях. По плану, в 2023 году у него должно было быть не менее 10 млн. посещений. Но сайт так и не был создан.
– Единая электронная платформа E-culture.kz не создана по причине отрицательного экспертного заключения МЦРИАП на проектную документацию электронной платформы, в связи с нецелесообразностью ее внедрения и отсутствием влияния на функционирование платформы. В этой связи работы по созданию данной платформы с обеспечением доступности информации о всех проводимых культурных мероприятиях, театральных сезонах, фондах библиотек, музеев и выставок были приостановлены, – говорится в отчёте правительства.
На популяризацию отечественного культурного продукта было предусмотрено 11,3 млрд тенге. В результате из этой суммы заложенные 396,3 млн оказались совершенно ненужными, несмотря на то, что планы по всем остальным показателям этой цели (количество созданных новых отечественных анимационных фильмов, доля отечественных фильмов в общем объеме казахстанского кинопроката и количество поддержанных творческих проектов) были выполнены.
Еще 63 млн тенге в 2023 году не были освоены на крайне важные для жизнеобеспечения государства задачи – социализация и трудоустройство молодежи категории NEET и вовлечение молодежи в общественно-полезную деятельность.
– Социализация молодежи категории NEET: снижение молодежи категории NEET до 5% в 2025 году составляет в 7,1% при плане 6%. Согласно официальным данным БНС АСПиР доля молодежи NEET, которая не работает и не занята образованием или профессиональной подготовкой на 3 квартал 2023 года составила 7,1%. Повышение доли обусловлено тем, что возраст молодежи увеличился до 35 лет, – утверждается в отчёте правительства.
Цель этого нацпроекта звучала очень амбициозно: «Становление Казахстана современной страной с эффективным государственным управлением за счет цифровой трансформации, принимающим решения на основе достоверных данных, а также обеспечивающим эффективное и безопасное использование инфраструктуры в цифровую эпоху, увеличивающим вклад науки в социально-экономическое развитие страны».
Однако по итогу в 2023 году половину средств из запланированных не удалось потратить. На осуществление этого проекта было выделено 415,8 млрд тенге (из них 181 млрд из республиканского бюджета, 20,8 млрд из местного и 182,4 млрд – прочие источники). В результате 209,5 млрд не пригодились, они остались лежать на счетах. Особенно плохо были использованы прочие источники – только 5,8 млрд из запланированных (3,2%).
Примечательно, что в отчёте правительства напрямую сказано, что для решения проблемы недостижения результата по некоторым направлениям госорганы планируют… просто изменить содержание старых документов:
– «Рост доли налоговых поступлений за счет ИТ-компаний» при плане – 13 %, показатель не достигнут. Показатель за 2023 год будет сформирован в конце 1 квартала 2024 года. Поскольку БНС АСПИР РК не предоставляет информацию по новым созданным компаниям, министерством направлено предложение в МНЭ по внесению изменения в Дорожную карту по исполнению Предвыборной программы партии Nur Otan «Путь перемен: достойную жизнь каждому!» в части корректировки мероприятия «Создание порядка 100 тысяч новых рабочих мест в IT-отрасли за счет открытия новых компаний» (исключить слова «открытия новых компаний»).
Очень эффективное и продуманное решение. Удивительно, как с такими профессиональными предложениями ещё не выступили за подгон плановых показателей под фактические.
Ещё один отменённый нацпроект, у которого в 2023 оказалось всё плохо с исполнением, связан с экологией. И вновь – средств заложено много, а исполнять задачи некому. В случае с этим нацпроектом, в 2023 году из запланированных 157,6 млрд тенге было использовано только 35,1%, лежать на счетах остались 102,2 млрд.
Известно, что достигнуты были показатели по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не достигнуты – по увеличению объема Северного Аральского моря. Но по большинству других критериев успешности реализации нацпроекта в отчёте правительства даже не написано чётко достигнуты они или нет.
Например, про восстановление озёр написано ровно одно предложение: «На 2023 год запланирована очистка 1 озера, с 2020 года ведутся работы по очистке дна озера Шалкар Шалкарского района Актюбинской области», – а была ли осуществлена очистка или нет, насколько качественно и так далее, не сказано. Чуть дальше, про задачу «Сохранение и оздоровление лесов», также приводят лишь данные из плана, не указывая, сколько в результате было выполнено, и пишут лишь «Работы по исполнению поручений Главы государства продолжаются». Хотя как она может продолжаться, если нацпроект закрыт?
А достигать бесповоротно неудавшиеся показатели опять будут заменой информации в старых документах.
– Согласно фактических данных за 2020 и 2021 годы объем забора свежей воды увеличился на 0,1 км3 вместо уменьшения на 0,2 км3 в связи с увеличением выработки продукции крупных водопользователей. Учитывая вышеизложенное, даже при заключении всех 8-ми бассейновых соглашений имеется риск недостижения показателя Национального проекта «Жасыл Қазақстан». В связи с этим, показатель «Снижение объема забора свежей воды в промышленности на 1,3 км3» требует корректировки с учетом ожидаемых реальных данных по экономии воды в промышленности до 2025 года, – говорится в информации про показатель «Снижение объема забора свежей воды в промышленности».
Всё те же проблемы у остальных отменённых нацпроектов: «Сильные регионы – драйвер развития страны», «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», «Развитие предпринимательства», «Развитие агропромышленного комплекса Республики Казахстан».
С проектом «Сильные регионы», цель которого – создание комфортной среды проживания граждан за счет обеспечения равного доступа населения к базовым услугам, – правительство совсем запуталось. На него была выделена огромная сумма: 1,3 трлн. тенге, из которых 411 млрд – республиканский бюджет, 375,9 млрд – средства Нацфонда, 49,3 млрд – местный бюджет и 511 млрд – прочие источники. По итогу было использовано 1,2 трлн., но из прочих источников от запланированных средств взяли только 30,5%, зато средств Нацфонда взяли в 1,5 раза больше плана и из местного бюджета – в 3 раза. Объяснения причин такого свободного распоряжения государственными деньгами в отчёте правительства нет.
Аналогичное странное распоряжение с деньгами произошло и при реализации нацпроекта по развитию предпринимательства: планировалось использовать 1,6 трлн. тенге, из которых 1,3 трлн. – прочие источники, 236,5 млрд – республиканский бюджет и 36,1 млрд – местный бюджет, а по итогу использованные средства местного бюджета были завышены в 5 раз, а от запланированных прочих источников использовали 67,8%. И даже с такими махинациями, предназначенными, вероятно, для того, чтобы проект всё же осуществился, из 30 показателей почти половина (13 показателей) не была достигнута.
При реализации проекта «Устойчивый экономический рост», цель которого была прописана очень скромно двумя словами «Диверсификация экономики», от щедро заложенных 3 трлн. тенге правительство воспользовалось только 36,3%. Как и в случае с проектом «Зелёный Казахстан», в отчёте не указано чётко, насколько успешно задачи проекта были выполнены – хотя, казалось бы, в случае с экономикой и её ростом всегда есть конкретные значения. В отдельных случаях написано «Факт не представлен» (про объем вводимых электрических мощностей) или «Достижение показателя будет осуществлено в 2026 году» (про модернизацию Алматинской ТЭЦ-2 с минимизацией воздействия на окружающую среду).
При реализации проекта по развитию АПК от запланированной суммы не были задействованы 76,8 млрд тенге. Задачами были повышение производительности труда в 2,5 раза, обеспечение основными продовольственными товарами отечественного производства, увеличение экспорта продукции АПК в 2 раза с доведением доли переработанной продукции до 70% и стабильное повышение доходов 1 млн. сельских жителей за счет формирования 7 крупных экосистем и реализации инвестиционных проектов. Из них об успешном выполнении известно только про первую, про остальные сказано либо что «окончательные годовые данные будут сформированы и опубликованы в июле текущего года», либо «отсутствует плановое значение на 2023 год».
И только два нацпроекта среди отменённых были исполнены преимущественно по плану: «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина – Здоровая нация» и «Качественное образование – Образованная нация».
У проекта «Здоровая нация» по выполненному бюджету отклонение незначительное (0,2%) и «итоги мониторинга реализации Национального проекта свидетельствуют о положительных тенденциях в повышении уровня качества предоставляемых медицинских услуг». У проекта «Образованная нация» всё, что возможно было проконтролировать, было выполнено строго так, как было запланировано, вплоть до 100% соблюдения установленного бюджета.
Остаётся резонный вопрос: если почти со всеми прошлыми нацпроектами всё было плохо и из-за этого по итогу от них отказались, то, может, правительство учло свои ошибки и грамотно запланировало и начало реализовывать три новые нацпроекта, внедрённые с 2023 года? Что об этом говорит отчёт?
Цель этого проекта – ликвидация аварийных школ, трехсменного обучения и дефицита ученических мест в организациях среднего образования. По сути, он является прямым преемником программы «Образованная нация» и имеет те же критерии успешности. Единственная разница заключается в том, что, если прошлая программа осуществлялась за счет госбюджета, то новая – за счет целевого трансферта из Нацфонда для перечисления регионам. Средства по этой программе были выполнены в полном запланированном объеме, и лишь 2,4 тыс. тенге оказались сэкономлены по результатам госзакупок.
В целом этот проект, как и его предшественник, осуществляется на текущий момент без критических огрехов, – однако были нарушены критерии «доля аварийных школ с проектной мощностью более 300 мест» (на 2023 был запланирован показатель 0,2%, фактический оказался 0,8%) и «доля школ с трехсменным обучением в организациях среднего образования с проектной мощностью более 300 мест» (в плане был указан показатель 1,2%, фактический оказался 1,86%).
Цель проекта – обеспечение населения и субъектов предпринимательства высокоскоростным доступом к сети Интернет со скоростью не менее 100 Мбит/с. На его реализацию в 2023 году было запланировано 87,7 млрд тенге. В результате задействовано 87,3 млрд тенге – то есть, на 377 млн меньше. Утверждается, что произошло это из-за «корректировки республиканского бюджета».
Любопытно, что, хоть это и национальный проект, основные используемые средства задействованы не из республиканского бюджета, – оттуда было запланировано взять 862,7 млн, а по факту и вовсе была взята крохотная для бюджета страны сумма 485,3 млн., – а «из прочих источников», но каких именно – не сообщается. Причём из этих прочих источников была взята практически вся стоимость реализации проекта – 86,9 млрд тенге, или 99% от общего объема бюджета. Означает ли это, что государство в нём не участвовало и всё переложили на плечи телеком-компаний?
Проект предусматривает три задачи: развитие проводной инфраструктуры связи, развитие беспроводной инфраструктуры связи и увеличение транзитного потенциала и создание регионального дата хаба. В данном случае, согласно отчету правительства, все запланированные показатели на 2023 год были исполнены.
А вот в случае с этим нацпроектом уже не всё так гладко. Целью этого проекта является «повышение уровня оказания медицинской помощи сельскому населению». По итогу из запланированных 42 млрд тенге было использовано только 90% – 37,8 млрд. Вновь без использования застряли 4,1 млрд тенге – и, что особенно значимо, большая часть средств использовалась путем трансферта из Нацфонда.
В отчёте правительства не говорится прямо «Запланированный показатель достигнут», но зато он пестрит фразами «госакты получены лишь в мае-июне месяцах, что в свою очередь отразилось на сроках проектирования эталонных проектов», «образовалась задержка сроков проектирования типовой ПСД» и так далее.
В феврале этого года новый премьер-министр Олжас Бектенов на одном из первых заседаний правительства под его председательством поднимал вопрос именно этого нацпроекта и критиковал его реализацию.
– В прошлом году планировалось построить 309 объектов. Однако подготовка документации затянулась. Министерство здравоохранения ослабило контроль. Акиматы меняли расположение объектов, тянули с участками и началом строительства. Затягивались вопросы оформления проектной документации и экспертизы. Поэтому были провалены сроки начала строительства медобъектов на селе.
Еще один действующий нацпроект «Безопасная страна», целью которого являются строительство пограничных застав, повышения уровня обороноспособности, разработка отечественного вооружения, ведётся под грифом «Для служебного пользования», информацию о нём в публичном отчёте правительства не раскрывают.